Не надо обижать учителей

Время. Как же быстро оно бежит. Год за годом, секунда за секундой пролетает время. Неумолимо. Безжалостно. Время. Сколько отмерено каждому из нас? Проносятся столетия за столетиями. Поколения сменяют поколения. Время. И вот уже исчезли такие профессии как ямщик, бакенщик, балагол (владелец упряжных тележек), бондарь, лудильщик, скорняк, комашник (делал лекало для обуви) …
Учитель… Профессия, ярким лучом пробившая мрак тысячелетий. Предполагают, что первую школу открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Затем школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Сведения о первых школах мы находим в истории Древнего Востока… Знаменитые античные учителя - выдающиеся учёные и философы: Сократ, Аристотель, Платон.
Век 21-й. Учитель. Человек, который учит писать, читать, считать или нечто большее? Намного большее. Учитель 21 века это человек, который передает из рук в руки, от сердца к сердцу, из уст в уста опыт и знания предыдущих поколений. Почему же в наше время мы слышим столько критики и негативных высказываний  в адрес учителей? Почему в наше время учитель настолько беззащитен перед обществом? Избит один, второй, третий… Может, мы потеряли разум? Мудрость? Или чувство времени? Посмотрите на его неумолимый бег. С каждой песчинкой время  исчезает. Что останется после нас? Больно. На что мы его тратим? Одни – на радость бытия, другие… Выросли. Жалуются, не предъявляя к себе никаких требований. Звонят, пишут  куда надо и не надо – учителя не такие, директора не такие, школы не такие. Все не такое. Нарушил ребенок закон – виновата школа, подрался на каникулах – виновата школа, не записывает домашние задания – виноват учитель и школа…  А родители? Они не учителя? Ведь они тоже учат своих детей. В данной ситуации – чему? И вот уже мат в стенах школы. Учитель слышит? Да ну и ладно! Что сделает то? Накажет? Напишем куда надо – травмирует психику ребенка. Время. Оно уходит, а боль остается. Боль за детей, за себя, за родителей, за школу…
Время. Я уверена, что наше время когда-нибудь мощным потоком ворвется в историю России как время великих перемен в образовании. Время, когда был введен ФГОС. Время, когда государство приложило неимоверные усилия для создания новой школы – не только обучающей, но и воспитывающей. Время, когда учителя не только учили, но еще больше учились сами.
Великое время в истории многострадальной России.
Учитель. Как часто окружает тебя время – время урока, время перемены, время на проверку домашних заданий, время на подготовку к уроку… Время. И вот уже у твоих учеников подрастают дети, а ты поседевший, старенький, все сидишь над чьими-то тетрадками. Время. Оно в силах передвигать эпохи, столетия, годы…Оно не в силах сделать лишь одного. Ни одно время, пока жив учитель, не в силах вытеснить из его сердца учеников. Их улыбки, взгляды, глаза, обиды… Я узнала номер телефона своей первой учительницы. Она учила меня всего 2 года, а потом мы уехали. Далеко. Время. Ровно тридцать лет мы ничего не знали друг о друге. Я не знаю, сколько нас у нее за всю жизнь было – непутевых непослушных учеников. Для меня она была и остается одна. Моя. Первая. Почти 2 тысячи километров между нами. Набираю номер. « Алло, здравствуйте! Альбина Трофимовна, вы, наверное, меня не помните. Я Надя Самойлова, Ваша бывшая ученица». Время. 1 секунда. 2. 3. И радостное в трубке: «Надечка, ну как же я тебя не помню?! Ведь вы у меня…Да, 80 - й год». Долго мы еще говорили. И ее слова: «Надечка, я все сейчас себя виню. Зачем же я так строго с вами? Зачем же я вас ругала?». Время многотонной лавиной обрушивается на меня, но потом, словно чего-то испугавшись, поворачивает вспять и отходит. Вот я разбила окно, когда кидала пеналом в Сашку Лиховицкого, вот мы всем классом два урока подряд спасаем цветы, которые я «подкормила». Моя мама работала агрохимиком и передала какое –то удобрение для подкормки цветов. Его надо было разводить малую дозу на ведро воды, а я все разлила сразу во все цветы в классе. Вот плачет моя мама в коридоре школы и говорит: «Надя, я за тебя со стыда сгорю»- я в очередной раз побила кого-то из мальчишек. Вот…вот.. и вот…А она все говорила. Она помнила все – моя первая учительница… Как мама?.. Да 18 лет уж как нету…Брат? Все хорошо, спасибо…
Время… Я теперь учитель. Самому старшему моему ученику  (бывших не бывает) 27 лет. Лешка. Он с 9 лет в школу пошел. И буквально недавно звонок: «Надежда Александровна, здравствуйте»…Нашли… «А я помню, как Вы нас в парк водили»… Время…
Век 21-й.  29.12.12. Подписан новый закон об образовании, призванный заменить два действующих базовых закона: «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Самый обсуждаемый проект конца 2012 – начала 2013 года.
Кто-то принимает его, кто-то критикует. Предугадать будущее не в силах никто. И лишь время расставит все по своим местам. Время - необычная штука. Оно способно критиковать и не принимать в определенный исторический отрезок то, чему в другой временной промежуток будет петь хвалу. Пока все спорят, я принимаю наше российское образование таким, каким оно есть. Ведь для меня  это не просто образование, не просто закон, это мой образ жизни. А вообще жизнь внутри школы  всегда протекает по своим законам, доминирующий из которых -  закон учительского сердца. Он не прописан ни в одной статье, не утвержден, никем не подписан. О нем никогда не говорят и не спорят. Для меня он звучит так: «Сердце отдаю детям». Учителем нельзя стать. Им можно только родиться и умереть.
Время…Его можно ругать до бесконечности. Оправдывать себя: «Мы живем в такое время». Можно тратить его на ссоры, жалобы, обиды, скандалы… Кстати, если в слове скандалы убрать букву с, то получится…кандалы. Подумайте! Берегите свое и чужое время. Ведь оно так неумолимо и так быстротечно…
Ах, это Время!.. Оно бывает безжалостным, а бывает мягким и незаметным, как дуновение теплого летнего ветерка. Большую часть своего времени мы проводим в школе. Годы учебы. Годы работы. Учитель 21 века. Человек, живущий школой. Человек детства. ЧЕЛОВЕК МОГУЧЕГО ВРЕМЕНИ. Человек, для которого призвание стало судьбой. Учитель – почти единственная на земле профессия, не знающая временных рамок и границ. Она одна вместила в себя всю глубину пространства  мировых эпох. Учитель многое может, он не в состоянии сделать лишь одного – помочь утопающему в злобе человеку. И, перефразировав известное стихотворение, хотелось бы закончить: «Не надо обижать учителей. Учителей не обижайте…»
Доброго всем времени!
Н.А. Самойлова.



17 комментариев:

  1. Надежда Александровна! Да это же нобелевская лекция! Я потрясена масштабностью Вашего мышления! Спасибо за слова, которые просто, как бальзам, лечат душу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Яна Алексеевна! Многое родилось у меня во время конкурса УГ или благодаря ему. Помню, не спала всю ночь, писав эти строки. Слезы то и дело застилали глаза. Писала сердцем. Помню, Татьяна Адольфовна советовала всем писать нобелевскую, вне зависимости от того, пройдем ли в пятерку или нет. Но в "нобелевской" есть критерий - проблема и пути к ее решению. У меня ж как всегда - чувства выше разума. Что тут решишь? В общем, для чего я тогда это все писала, сама не знаю. В пятерке не была - безбожно завалила конкурсный урок. Так что проблема разрешилась сама собой. Если честно, то я очень рада Вашему отклику - так трудно одной все держать в себе. Спасибо!

      Удалить
  2. У меня тоже иногда эмоции зашкаливают разум! Но как я точно угадала? Думаю, что эту работу нужно все равно опубликовать в СМИ! Обязательно сделайте это ради нас, учителей, болеющих сердцем и пропускающих все жизненные мелочи через себя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, знать бы, Яна Алексеевна, как это сделать и в какие СМИ обращаться...

      Удалить
  3. "Учителем нельзя стать. Им можно только родиться и умереть", - мой муж тоже так считает. Наверное, Вы правы, "только родиться и умереть"...А сколько времени, Надежда Александровна, между рубежами?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока бьется сердце... Учитель... Смотрю на некоторых - сильные учителя, выпуски неплохие, но все направлено на одно - выжимать из детей знания, потому что ОН, УЧИТЕЛЬ, должен быть лучшим... И на это тоже смотреть больно. Сердце сжимается.
      Пусть мои соколята не САМЫЕ лучшие (?), но они МОИ. Все ближе к выпуску. И так они на меня смотрят, что страшно становится. Ибо я понимаю - они просто в меня влюблены. Вот и учимся - они стараются, чтоб меня не расстроить, а я - чтоб не предать их любовь... И свою...
      А по любви и горы свернуть можно.

      Удалить
  4. Надежда Алексеевна, добрый вечер!
    То, что Вы написАли, - отнюдь не статья, это дневниковые размышления.
    Кажется, что много строчек обо мне, о том, о другом... о многих, ибо, к счастью, я знаю многих Учителей, которые ведут за собой через Время, через своё учительское сердце.
    Спасибо Вам, уважаемые Учитель, что свои сердцем заставили сильнее биться моё, заставили пропустить мысли о времени, о школе, о себе в школе через душу и сердце.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна! Может и размышления, может и плач души, а может еще что-то. Я и сама не знаю. Пишу, как сердце ляжет.
      Спасибо блогу, благодаря которому мои труды нашли отклик. Спасибо Вам за неравнодушие и за биение неспокойного сердца.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна ! Я скажу Вам честно : Учитель - это не профессия , Учитель - это образ жизни.
    У Учителя нет ни свободного времени, а личная жизнь проходит через Учительство.
    Надо быть Человеком с Большой Буквы, чтобы стать Учителем и посвятить себя другим (не всегда благодарным) ученикам, вкладывать в них всю душу и наполнив сердца детей своим добром отпускать их в большую неизвестную жизнь. А самим...встречать новых...любить их...и думать "какие они разные и...как они похожи на тех, которые ушли...
    СПАСИБО ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мурашки по коже пробежали...
      Добрый день, Иван. Я не буду комментировать, а скажу просто - когда мне станет очень плохо и трудно, я буду перечитывать твои слова и думать:
      - Спасибо вам, наши дорогие ученики! Крупинки учительского счастья складываются из благодарных взглядов и слов учеников.
      Спасибо тебе, Иван - необыкновенный мальчик с огромным добрым сердцем и чистой душой!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Вы абсолютно правы - учителей обижать не нужно! Ни в детстве, ни в юности, да ни в каком возрасте! Да и вообще НИКОГО обижать не нужно!
    Не устаю повторять своим малышатам, что каждый должен быть благодарен за то, что ему дают, будь то еда, вещи, что-то нематериальное, но очень важное... Радуешься? Тебе что-то подарили или просто помогли? Скажи "спасибо!", от этого не обеднеешь....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Лилия Павловна! Знаете, у Вас и у Вашего Ивана есть такая особенность - вы так целостно формулируете мысли, что сам ваш комментарий перестает нуждаться в комментировании. Он самодостаточен и неоспорим.
      Поэтому будем богаче на добро. Спасибо!!!

      Удалить
  7. Сегодня познакомилась с Вами через вашу страницу...песня тронула до глубины души! Преклоняюсь перед Вами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо за душевный отклик! Все бывает в нашей профессии - и слезы огорчения, и срывы, и... Все мы просто люди...
      Так случилось в моей жизни, думаю, не без Божьей воли, что живу школой. Живу своими маленькими горохами... 1 сентября. Уже не сплю... Опять пойду в 1 класс и буду хлюпать носом, глядя на своих малышей....

      Удалить
  8. Татьяна Викторовна3 сентября 2016 г., 15:19

    Надежда Александровна, с началом учебного года! Вы замечательно пишите, очень бы хотелось, чтобы таких Учителей было побольше. Моя дочь тоже педагог, я очень хочу, чтобы она также, как Вы, гордилась своей профессией. Сегодня мы с ней слушали Вашу песню о педагогах и кризисе, моя дочь сказала, что очень грустно. А я хочу сказать "СПАСИБО!" Вам, очень рада, что в нашей стране есть такие Учителя. У моей дочери тоже было много замечательных Учителей, которых мы очень-очень часто вспоминаем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Ой, Вы знаете, а я все время страдаю. И кажется мне (вот абсолютно искренне сейчас пишу), что худших учителей в жизни и не бывает...
      Знаете, мне кажется, что в нынешнее время наша профессия становится МНОГОСТРАДАЛЬНОЙ. Сколько уж треплют наши имена, сил нет. Все жду - когда уж на нашем ТВ появится добрая позитивная передача про учителей. Ведь сколько нас, влюбленных в своих детей... И сколько детей, влюбленных в нас... Почему об этом молчат все?
      Ой, душа кричит, сердце плачет...
      Спасибо Вам за добрый отзыв! Удачи Вам во всем и всем Вашим близким!

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере