23 января 2017 г.

Азбука сердца. История одной жизни...

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня получила комментарий от читателя "Азбуки", пожелавшего остаться неизвестным, к сообщению "Писать красиво нелегко... или Исправление почерка".
Скорее, это даже не комментарий, а история человеческой жизни, которая не смогла оставить меня равнодушной. История, которую, как мне кажется, нужно и важно услышать всем нам: людям-родителям и людям-педагогам...
***Я благодарю Вас, неизвестный читатель, за Ваш рассказ. От всего своего человеческого сердца я желаю Вам и Вашим близким только радости и как можно больше встреч с добрыми, понимающими людьми на вашем жизненном пути...***
Уважаемая Надежда Александровна! Приятно увидеть Ваш самоотверженный труд и большое спасибо за то, что работаете со всеми учениками, а не только с одаренными и подающими надежды.
Очень жаль, что ваших статей не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почерк был хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, били, усаживали за прописи. 
В пятом классе двоек стало больше, почерк совсем испортился и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк прописями и ремнем, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники.
После очередного вызова родителей в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка отец раз в неделю порол ремнем до синяков, пока я не исправлялся. Больше всего доставалось за то, что слова и предложения «уезжали» вверх или вниз, наклоны букв в разные стороны и помарки. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль.
Огромное спасибо тете и особенно двоюродной сестре, которые, увидев мои мучения, забрали в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя сначала не верили, что это пишу я. 
Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла пройденный и не понятый материал, а родителям каждый раз говорила о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем, и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, пытались заставить просто учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. 
А ведь если подумать, то нужно было и родителям и учителю с 1 класса следить за тем, как вырабатывается почерк и помогать ребенку в том, что не ладится, тогда и проблем больших не будет и учиться ребенок точно будет лучше, так как привыкнет все делать аккуратно и главное вовремя.
Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!
***
И словно царапина появилась на сердце, саднящая от вроде бы чужой, но такой понятной и близкой боли...

29 комментариев:

  1. Александра Крючкова23 января 2017 г., 18:19

    Здравствуйте, Надежда Александровна. Не зря много лет назад в школах в 1 классе был урок чистописания...очень не помешал бы сейчас вообще в школьной программе, а не только в 1 классе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александра Владимировна! Мне кажется, что раньше учителя к данному вопросу относились несколько иначе. А в настоящее время множество методик, но, к сожалению, многие из них не дают результат...

      Удалить
  2. Вот Вам и признание! Вот Вам и отзыв на нужное дело, а!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. История, Ирин, которая не смогла оставить меня равнодушной. Иногда думаю: а надо ли оно (имея ввиду труды свои). Теперь думаю, что надо. Будем продолжать трудиться. На благо детей и их будущего.

      Удалить
  3. Надежда Александровна, здравствуйте! Спасибо, что опубликовали такую душераздирающую историю. А ведь таких случаев полно))
    А Вы знаете, что сегодня Международный день почерка и ручного письма. Поздравляю ВАС! Ведь Вы, Надежда Александровна, учите деток писать красиво, а это так ВАЖНО и НУЖНО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Катюша Викторовна!
      Спасибо за поздравление с праздником! Теперь буду знать, что такой есть.
      Давно не публиковала работы своих первоклассников. Пишут уже довольно сносно. Но еще работать и работать...

      Удалить
  4. Вот это воспоминания о школьной жизни :( Печально. Интересно, а сколько лет автору?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, Ольга Александровна! Лишь могу предположить, что лет 37, скорее всего. Но вот как надолго в человеке боль засела... И я понимаю ее...
      А еще мне хочется, очень хочется, чтобы родители задумались: а так ли необходимы физические наказания?..

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Плакала, плакала, плакала я, читая эту историю. Как часто навешивали ярлыки учителя. И старались ударить по самому больному.
    Помню, в 6 классе, когда мы все принимали социалистические обязательства (а раньше было такое. Кто-то помнит...), мы должны были в специальном бланке напротив каждого предмета запланировать себе оценку. За "запланированные тройки" нас ругали, поэтому все ставили "4" или "5".
    Я (наивная дурочка) решила поставить себе все пятёрки. Я же была пионеркой, а пионер всегда стремится стать лучше других.
    Классный руководитель прочитала, хмыкнула очень неодобрительно, и посмотрела на меня, как на некое убожество. Помню этот взгляд. Чуть сознания не лишилась.
    А потом целый год она мне оценки занижала ( вела 3 предмета- русский, литературу и историю) и, несмотря на то, что это были мои любимые предметы и я всегда хорошо писала сочинения, читала стихи, пересказывала, много читала дополнительно. Л.Г. всегда находила не просто повод снизить оценку, но и унизить "А ещё отличницей хотела стать!" И говорила она это с таким презрением, что даже одноклассники затихали и с жалостью смотрела на меня.
    Даже если у меня не было ошибок, она могла придраться к почерку, или к тому, что задание выполнено не фиолетовыми, а синими чернилами, или подчеркнуто недостаточно острым карандашом, или волнистая линия (определения) недостаточно волнистая... В общем редко ставила что-то выше тройки. А уж о пятерках я и забыла.
    Однажды в школу на открытый урок пришла одна очень старенькая бабушка (как оказалось - это из Районо) и внимательно смотрела наши тетради. Потом выбрала пять лучших работ. Моя была там.
    С каким неудовольствием ЛГ поставила мне "5" в журнал... Но потом отыгралась тремя двойками следом.
    Вроде бы я должна обижаться на неё, но, как ни странно, вспоминаю добрым словом. Она научила меня не сдаваться, сражаться, быть терпеливой и настойчивой.
    Но нервы моим родителям она потрепала основательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна, неспокойная душа...
      И меня тронула очень глубоко эта история.
      Признаться, очень долго у меня был просто отвратительный почерк, за который снижали оценки. Но мама не наказывала меня за это. Да и конфликтная ситуация возникла лишь единожды и уже в пед.училище. И то с преподавателем химии. Но единичные случаи не ранят, хотя помнятся дооолгоооо.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна. Какое печальное и правдивое письмо. Сколько же пришлось выдержать школьнику. Шесть долгих лет, пока не нашлась добрая сестра и справедливая учительница. А сколько таких учеников в школах, которым сразу выносится вердикт: "Казнить, помиловать нельзя" Спасибо Вам за внимание к детям и чмстописанию, нам Ваши уроки очень помогают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна! Ой, сколько мне приходится воевать за почерк. И ругаю, и прошу, и уговариваю порой. Все на контроле. Руку с пульса ни на один день убирать нельзя. Два дня отсутствовала, когда на присягу ездила. Стала смотреть тетради, а в первый день без меня еще неплохо написано, а вот во второй уже писали кто во что горазд. Эх, вернулась Н.А. Глянула на писанину и... Удивилась сильно. Почему это без меня не старались?!
      Ничего, сейчас пишем-пишем. Стараются. Знают, что расстраиваюсь сильно из-за кривеньких буковок...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Очень серьезное письмо, пробрало до глубины души. Огромная жалость к человеку, который всё это пережил ни за что ни про что. К сожалению, ситуация в нынешних семьях и классах не изменилась. Некоторые родители просто не хотят и слышать о том, что с ребенком что-то не так, не желают работать над улучшением ситуации, навязывают ребенку определенное поведение, не дают ему ошибаться, раздраженно одергивают. И учителя, наверное, такие бывают. Я никогда не понимала, как можно в 7 классе снижать отметку за исправления. Полная чушь! И почему это остается безнаказанным?!
    Спасибо, Надежда Александровна, что поделились. Возьму себе на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Я бы сказала, что сопереживание. Все-таки как много зависит от первого учителя (да и от учителей старших классов), от родителей, от людей, которые в свое время оказываются рядом...
      История болючая. И очень надеюсь, что прочтя ее, хоть кто-то, да задумается над тем, как легко ранить детскую душу. Как глубоки раны, которые и время залечить не властно...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Надежда Александровна! У меня есть, что вспомнить о школе, только не с почерком связано, а с математикой, будь она неладной!!! Плохо она мне давалась, столько из-за нее натерпелась))))) Я думаю, что трудности были у каждого, просто с ними помогали бороться терпением и хорошим отношением, а не ремнем, а многим доставалось!!! А детские воспоминания надолго остаются в памяти!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Ой, как весело Вы высказались. :) А мне черчение никогда не давалось, хоть и преподаватель был замечательный. А с иностранным вообще беда-беда... Но нет у меня негативных воспоминаний о школе. Нет и обид...

      Удалить
  9. А у меня совсем другие воспоминания о школе. Может мне повезло? Меня учили чуткие, добрые (но строгие) учителя, начиная с начальных классов и кончая выпускного класса. У меня только хорошие воспоминания о школьных годах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И это хорошо, Ирина Михайловна! Иногда думаю: вырастут мои ученики, каким словом вспомнят они меня?
      Ехала в поезде с женщиной, она вспоминала своего кл. рук., которая говорила им, тогдашним школьникам, частенько: "Нужно так жизнь прожить, что б, когда ты проходишь по улице, вслед тебе никто не плюнул и плохим словом не назвал". Слово, конечно, было названо конкретное... Нет, не ругательное, просто как-то писать его тут не хочется...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Надежда Александровна! Впечатляющая история!!! Мне всегда везло с учителями и преподавателями, но может и было что-то незначительное, но я не зацикливалась и ранг большой обиды не возводила. Хотя понимала, что против себя агрессию провоцировать нельзя! Как-то повезло. Правда всё время хочу учиться и развиваться, может поэтому и блог веду?! А ведь 23 января ежегодно отмечается День почерка и ручного письма! Недавно узнала об этом дне, и поделилась о нем в своем блоге. Уважаю людей за красивый почерк!!! А Вам огромное СПАСИБО, что прикладываете титанические усилия за формирование у ребят красивого почерка!!! С днем почерка и ручного письма!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна! Хорошо, когда все хорошо...
      А я всегда хорошо понимаю боль другого человека... И мне тогда тоже больно становится...
      Спасибо за добрые слова и поздравления! Воюем с ленью и кривыми буквами!

      Удалить
  11. В этом письме-исповеди- целая жизнь)) А для нас всех-урок

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно Вы подметили, Анна Борисовна, про исповедь.
      Знаете, я очень благодарна автору за написанные искренние строки...

      Удалить
  12. Здравствуйте, Надежда Александровна! Сколько историй из жизни! Горьких, добрых, поучительных!
    Помню как пришла к нам в класс учительница "на замещение", уж так она кричала и указкой стучала, что когда она приближалась к моей парте, то я-первоклассница и дочь учительницы, замирала от страха, к счастью, это было недолго. И представляете, прихожу на работу, уже в другую школу, а она там работает, я даже в 20 лет ее боялась. Запомнила на всю жизнь! А сколько на моем пути было умных, добрых, талантливых учителей, и когда училась, и в годы работы. Вот их я уважаю и низко кланяюсь! Уж какой труд у учителя начальных классов знаю!!! Мама была учителем начальной школы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Знаете, за всю жизнь трижды встречалась с людьми, которые внушали мне неосознанный страх. Наверное, это категория людей такая...
      Знаете, а мне вот почему-то все кажется, что я не на своем месте. Как-то в моем представлении учитель другим должен быть. Более собранным, что ли. Более строгим, наверное... С более четким определением учитель-ученик... А у меня все как-то больше мама-дети получается...

      Удалить
    2. Добрый вечер, Надежда Александровна! Да что Вы! Не на своем месте! Что придумали?! Строгий учитель? Сколько таких, строгих, а что потом получается? Выходят от них дети (из начальной школы) как на свободу и в средней школе их собрать не возможно! От вот от учителя-мамы приходят умненькие, чуткие, добрые дети!

      Удалить
  13. Надежда Александровна, читала со слезами! Бедный ребенок! Ведь травма на всю жизнь осталась!!! Не понимаю, что родители хотели доказать ремнем? Наверное, свое бессилие...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, в православии говорят: "Конец венчает дело". И ведь как автор пишет: "Стыдно было всем, и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, пытались заставить просто учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения."
      Оказался рядом Хороший Человек, Педагог, и изменилось отношение родителей к ребенку... И ведь замечательный человек, в этом я уверена, автор-рассказчик. Все в его словах: и скрытая рана, зарубцевавшая, но не зажившая, саднящая... Ведь внутреннее мучение от чего? Хотел человек, всей душой и сердцем стать лучше. Но НЕ знал как... И подсказать было некому...
      И родители ведь, по сути, люди хорошие. Просто тоже НЕ знали как... Не знали, пока рядом не оказался Человек, который сумел помочь...
      *** Ругаю сегодня Кирюху своего - не выписал буквы. Стоит, слезы глотает. Письмо с трудом дается. Там проблемки лого-характера есть. Рассказываю ему, как сама писала плохо... Много чего рассказывала и о себе, и... Высохли слезки... Нужно писать. Иначе никак... Еще немножечко будет трудно, но скоро станет обязательно легче. Все получится обязательно... Я ведь никогда не обманываю...
      - Ты мне веришь?
      - Верю!
      - И я в тебя верю!

      Удалить
  14. Трудно добавить что-то к выше сказанному....
    Надежда Александровна, Вы настоящий педагог, которому не безразличные дети. И пусть даже если эти дети уже выросли. Оставайтесь такой, какая Вы есть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, дорогая моя Виктория Александровна, за Ваши слова, которые мне именно сейчас очень нужны... Спасибо...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере