25 октября 2016 г.

Учимся писать. Приглашение к участию в проекте, или Давайте поразмышляем

Здравствуйте, дорогие друзья! Как-то думала над тем, что пора бы закрывать потихонечку тему письма в своем блоге. Вроде бы и так все понятно. Но буквально на днях возник ряд обстоятельств, которые все ж усадили меня за написание этого поста.
Во-первых - далеко не у всех учителей, чьи ученики пишут в тетрадочках с частой косой, такие успехи, какие у моих учеников. Почему? Стоит разобраться.
Во-вторых, многие учителя вторых-третьих классов закупают такие тетради на класс в надежде... Не знаю на что. Не так давно ко мне обратилась за помощью родительница одной из школ Краснодара, которая узнала обо мне из... Блога Ивана Куничкина. Сразу оговорюсь - не родительница гимназии 18, она просто искала в интернете статьи по исправлению почерка, так вот все и получилось... О нашей с ней встрече я напишу несколько позже в рамках проекта, который, я надеюсь, не заставит себя долго ждать. Единственное, что хочется сказать сейчас, уходя, родительница произнесла слова, которые, как ножом, прошлись по сердцу: "Я ничего плохого не могу сказать о нашей учительнице. Она у нас хорошая. Но только все чаще вспоминаю фразу, что сейчас в школе только проверяют, как родители научили всему ребенка дома." (Могу сказать, что я лишь консультировала, а не оказывала услуги иного рода. Времени нет, да и район города изрядно удален от нашего).
В-третьих. Сегодня обратился ко мне замечательнейший педагог нашей школы - классный руководитель одного из 7-х классов.
Прибыл в класс ребенок из другой школы. Мальчишка замечательный, а с почерком огромные проблемы. Не могу сказать, что страдаю недостатком работы. Не могу и сказать, что я специалист в области исправления почерка. Но отказать? Неравнодушному классному руководителю, обратившемуся за помощью к учителю начальных классов?
Стала беседовать с ребенком, смотреть тетради, наметили план работы. Смотрю на мальчоночку, а у него такое сильное желание, что уж и осадить его пару раз пришлось: "Не все сразу. Не можешь же ты лечь спать рыжим, а проснуться черным. Нужно, как минимум, в магазин за краской для волос сбегать." Чадо тяжко вздохнуло: "Что угодно... Я на что угодно согласен, только бы не мой почерк... Только бы не мой..."
В итоге все это и многое другое натолкнуло меня на мысль: а что если те люди, которые уж давно и настоятельно рекомендуют мне заняться написанием методики по обучению письму и исправлению почерка не так уж и неправы? Прошу прощения, но я всерьез к этой идее ранее не относилась.
Давайте подумаем вместе. И сейчас я бы хотела официально предложить своим последователям (скажем так) влиться в активное обсуждение. Ольга Александровна Папулина, Ирина Бахткалеевна Бусурманова, приглашаю в первую очередь вас поделиться успехами своих учеников. Плюсами и минусами обучения детей в тетрадях с частой косой. Появились ли у вас какие-либо свои наработки, секреты? Предлагаю для начала рассказать обо всем (в т.ч. и о том, что натолкнуло Вас на то, что нужно что-то менять в обучении детей письму) на страничках "Азбуки". Дорогие коллеги, если у вас есть чем поделиться по теме обучения детей письму - милости прошу.
Начнем потихонечку? А уж дальше посмотрим, что со всем этим делать.
***
А мы с первоклассниками продолжаем учиться писать. Первое, что хотелось бы сказать: КОЛЛЕГИ, НЕ ЛЕНИТЕСЬ! Объясняйте ребятам каждое свое движение мелом, каждый поворотик, оставленный треугольничек, каждый нажим...
Мы все так же продолжаем писать: РАЗ-ДВА -ТРИ - ДРУЖИТЬ! Или: РАЗ-ДВА-И ДРУЖИТЬ! Все зависит от буквы.
А можем еще стучаться в домик дружбы: "Тук-тук-тук! Я буковка ... Я хочу с тобой дружить!"
"Дружить" - на нашем языке это соединение. Детям оооочень нравится.
НЕ БОЙТЕСЬ ИГРАТЬ С БУКВАМИ! Например, сегодня мы с ребятами решили, что буковки М и И - настоящие казачки! Озорные, веселые, задористые! Конечно, связано это с тем, что очень уж некоторые дети опускают "пузики" этих буковок на нижнюю линию рабочей строки. Да как же буковки дружить будут? А танцевать? Где треугольнички? (Когда срезаем уголки в домиках, они остаются).
При таком подходе дети учатся с потрясающей скоростью. В пятницу урока письма у нас нет. А потому - работы детей с четверга, 20.10. 2016:
 Ошибки еще тут не исправляла, кроме тех, что исправлены были по ходу урока.

















Вчера изучили букву М, и сегодня - закрепление. Новый текст. И у многих гораздо красивее написан, чем в четверг.
25.10.2016:
 Эта работа - моя особая радость - изначально ребенок не видел даже рабочих строк:














Что хотелось бы заметить? Массовость. В основной своей массе - работы у детей очень и очень хорошие. А вот не очень хорошие работы - случаи единичные.
Тогда как обычно все происходит с точностью до наоборот...

47 комментариев:

  1. Добрый вечер, Надежда Александровна! Трудно мне ещё судить о своей работе, второй год пишем:) Но знаю точно в следующем году набираю 1 класс и вновь будем работать в таких тетрадях, точно знаю, что карандаши будем покупать такие, как Вы нам присылали, Прописи заказывать не буду. У меня одна проблема - класс-комплект, но на письмо стараюсь выделить класс.
    Во втором классе сейчас провожу уроки чистописания (за счёт части ОО)1 раз в неделю + прописываю буквы, соединения, которые у ребят не получаются. Почти все ходят ко мне в ГПД, поэтому ещё и там разбираю. Этот набор учеников пишет лучше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Скромность, конечно же, украшает человека. Знаете, мне тоже порой трудно на что-то решиться. Вечно кажется, что я все не так делаю, что мало опыта у меня и т.п. А потому все-таки очень и очень Вас прошу хотя бы об одной статейке - ведь результат есть, и разница на лицо. :) Пожалуйста...

      Удалить
    2. Надежда Александровна, так я не против :) Мне только сказать- что? когда? куда? в какой форме? Ну может ещё пару вопросов возникнет, но это в личной переписке :))

      Удалить
    3. Терпения Вам и радости от будущих и уже полученных результатов! Дети будут благодарны, видя свой труд!

      Удалить
    4. В выходные спишемся тогда, Ольга Александровна, и обо всем договоримся.

      Удалить
  2. Надежда Александровна, здравствуйте! Я думаю, что нужно обязательно реализовать проект... С подробными описаниями, разработками, текстами... А потом всё это обобщить и опубликовать книжицу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за поддержку. Не всегда хватает времени, но еще больше - не хватает веры. Но вот все ж думаю, что такая книжица нужна, потому как проблема почерка в наше время очень и очень актуальна.

      Удалить
    2. Спасибо, Ирина. главное, теперь систематизировать все наработки и адаптировать под разные программы.

      Удалить
  3. Надежда Александровна! Ваши-то ребятишки, я уверена, всегда будут красиво писать! В век компьютеров это важно - писать красиво! И иметь красивый почерк!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна, за веру в моих ребят. Не думаю, что в 100% так и будет, но то, что в большинстве своем - это точно!
      А век компьютеров не отменяет письменных работ. Да и экзамены ребята пишут, а не печатают на компьютерах... Так что нужно учить детвору писать...Красиво...

      Удалить
  4. Я тоже согласна с коллегами. Напишите обо всем, что вы делаете. Мы пишем второй месяц. Вчера появилась первая согласная буква. Дети справились с ней очень быстро. Навык появился. Те, кто сначала не видел строк и домиков, тоже стали в них попадать. Но делиться мне пока особо нечем. Я следую за вами. Правда не во всем. С нажимом пока не справилась. Наверное, сама не очень про него поняла, поэтому и детям о нем не говорила. Сильным нажимом страдают несколько человек. Работы впереди много. Но родители на собрании меня порадовали. Они полностью согласны, что такая разлиновка более способствует формированию почерка. Поэтому будем писать дальше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Утро доброе, Елена Владимировна! Рада Вашим успехам и отзывам родителей. Спасибо за отклик. Нажим - дело такое. У моих детей тоже не у всех получается. Долгое время нужно для этого. Сила нажима, насколько я поняла, изучая вопросы чистописания, необходима была при письме перьевыми ручками, чернильными. Там уж не понажимаешь - либо перо сломано, либо тетрадь порвана. А у наших-то ничего не рвется и не ломается, а поэтому давят с усердием - исключительно от старательности. :) Напоминать просто детям нужно почаще про повороты и прямые. Я, например, ежедневно это делаю. И все ж прослеживаю, что не у всех детей все получается. Думаю - рискнуть и со второй четверти перевести ребят на письмо ручками? (Это к себе вопрос)

      Удалить
    2. А мои второклассники и сейчас любят писать карандашом, сказали, что лучше и легче :)) А про нажим? Знаете, Надежда Александровна! Карандаш с насечками, который Вы прислали Ксюше, он как раз позволяет делать нужный нажим.

      Удалить
    3. Надежда Александровна, добрый день! Никогда не забуду Ваш мастер-класс по чистописанию: как интересно Вы рассказывали нам сказки о буквах, как Вы нас учили писать красиво!
      Всегда приятно смотреть тетради Ваших учеников. Вам обязательно нужно набраться сил и реализовать этот проект. И как завершение проекта написать методичку по обучению письму и исправлению почерка. Это было бы здОрово, даже круто! Я верю у Вас все получится, Надежда Александровна!
      А моя Соня уже пишет ручкой, наверное с начала октября. Очень хочется Вам показать ее прописи, захвачу их на встречу блогеров, Вы же придете?

      Удалить
    4. Как это Вы, Надежда Александровна, не думали всерьез о методичке!! Ах, вот так да!! А мы уже в очередь на покупку выстроились)) Я думаю, Вам тут никто не даст руки опустить и забыть об этом проекте, а, наоборот, всеми общими силами и советами, идеями и выдумками вы вместе создадите то, за чем потянутся еще по всей России (хм, может и больше и дальше).

      Удалить
    5. И пусть я не учитель начальных классов, но тоже интересно! Так что, Надь Санна, собирайте материал на книжицу... Я ж от Вас не отстану!))))

      Удалить
    6. Ольга Александровна, а я все-таки решила со второй четверти перевести детей на ручки. Закупаем ПИЛОТ. Лихо идем, быстро учимся. Так что буду пробовать...

      Удалить
    7. Утро доброе, Екатерина Викторовна! На встрече буду обязательно, так что тетрадочки берите. Посмотрим на Сонечкины успехи. Тем более, что учимся по одной программе.

      Удалить
    8. Ой, Ирина, веселые и неугомонные вы люди! :) Постараемся с Ольгой Александровной и Ириной Бахткалеевной. Надеюсь, что все у нас получится. :)

      Удалить
    9. Ой, Лилия Павловна, кто б сомневался... :) Если все получится, то буду консультироваться у Вас на счет издательств...

      Удалить
  5. Здравствуйте,Надежда Александровна!В добрый час,пусть задуманное реализуется.
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Анатольевна, утро доброе! Присоединяйтесь! Знаю, что Ваши ребята тоже пишут красиво. Поделитесь своими секретами!

      Удалить
  6. Доброе утро, Надежда Александровна! Постановка подчерка - это очень сложный и важный процесс, нужно сначала вложить в него все силы и умения, а потом собирать урожай довольных детей и родителей!!! Терпения Вам в этом нелегком труде!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До Спасибо! Главное, доброе утро, Людмила Владимировна Главное -не только научить детей писать, но и постоянно закреплять полученные навыки. Третий класс меня что-то в последнее время не очень радует. Во всем... будем работать, будем стараться...
      Спасибо!

      Удалить
  7. Конкретное предложение- не методики писать занятому работой педагогу( не будут читать!Как не хотят работать другие занятые педагоги, так и читать тем более не будут), а сделать цикл видео роликов про то, как пишете под счёт, что приговариваете и т.д. и за просмотры видео заработать реальные деньги. Со слов ютьюберов: 10 000 просмотров 1000 долларов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Утро доброе, Оксана Дмитриевна! Интересное предложение, перекликающееся с поступившими ко мне ранее просьбами - увидеть. Обязательно подумаю над ним. Вопрос в съемке. Нужно подумать...

      Удалить
    2. Идея видеороликов замечательная, Надежда Александровна! А тексты для первоклассников не сильно ли большие? Наши еще столько букв не знают...

      Удалить
    3. День добрый, Анна Анатольевна! Тексты беру из "Азбуки". Исключительно только с изученными буквами.
      На сегодняшний день изучили их 16. А,О,И,ы,У,Н,С,К,Т,Л,Р,В,Е,П,М,З. Пишу в порядке изучения. Последнюю прошли букву З. Теперь на закрепление будем писать с ней тексты. Но это будет уже следующая четверть.
      Знаю, что по какой-то программе изучаются сначала гласные. А после уж - согласные. Тут не поспоришь - никаких текстов не получится, пока согласные не изучишь.
      А что большие тексты? Да, согласна, большие. Но если получается сделать больше, то зачем делать меньше? :)

      Удалить
  8. Предвкушаю, что нас всех ждет что-то интересное)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень надеюсь на это, Анна Борисовна. Сейчас Ольга Александровна и Ирина Бахткалеевна напишут свое видение обучения по данной методике, поделятся своими результатами работы, а дальше посмотрим...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна. Какие Ваши ребята молодцы!!! Мы в прошлом году в подготовительном классе начали писать в таких тетрадях, а в этом году продолжили. Никогда у меня дети не писали так аккуратно(есть, конечно, исключения)Радуются ребятишки каждой написанной букве. А если чуть похвалить - красота получается в тетрадях! После каникул решила по группам переводить на ручку! Будем потихоньку пробовать!
    А вот столько много за урок не успеваем написать!!! Пока пробегаю по классу (выискиваю ошибки)- урок и закончится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Николаевна! Очень-очень рада за Вас! все-таки разница по сравнению с другими методами обучения письму весьма заметна. Не хотите ли написать статейку, поделиться работами ребятишек?
      С нынешним третьим классов, когда они были в первом, тоже успевали сделать меньше. Наверное, сказывалось мое волнение: что получится, у всех ли? А с этим набором уж вон как идем лихо. Все ж уже руку сама набила, появился опыт. Так что...

      Удалить
    2. Спасибо за предложение, Надежда Александровна. Можно попробовать. Вот только не знаю, что получится, ведь это только начало, первые шаги...

      Удалить
    3. Вот и славно, Марина Николаевна! И взгляд еще не замылен, и ощущения свежи. Есть с чем сравнивать.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Надежда Александровна! Я просто убеждена. что Вам необходимо создать собственное пособие по обучению письму! Ваш бесценный опыт нужно запечатлеть на бумаге! Если соберетесь осуществить эту идею, то сразу говорю, что приобрела бы несколько экземпляров с автографом автора)))!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Спасибо Вам за Ваше мнение преподавателя педагогического колледжа. Вот, кстати, подумалось, что начинающим педагогам такое пособие будет хорошим подспорьем...

      Удалить
    2. Поэтому и хотелось бы несколько экземпляров!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    С огромным интересом Ваши посты читаю, рассматриваю работы детей. Здорово!
    Мы пишем пока только гласные, правда, пишем карандашом. Тетрадочка у нас обычная, но пользуемся "помощницей".
    Буду с интересом и удовольствием следить за ходом проекта. Спасибо за то, что делитесь наработанным!А видеоролики я бы посмотрела, да и методичку бы пробрела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Все ж решила своих на ручку со второй четверти перевести. Посмотрю, что получится.
      Пока все нормально. Родители довольны оооочень...
      Вот на счет видеоуроков думаю. По идее, нужно бы профессионально снимать. А это финансы. Или... Ой, не знаю. Время, время... Учебный год... Опять в конкурсы влезла и двойное классное... Как на все сил находить...
      Сейчас высплюсь и подумаю...

      Удалить
  12. Здравствуйте, Надежда Александровна! Спасибо за приглашение!В отличие от прежних тетрадей в косую, считаю, что тетрадочки с дополнительной косой очень удобны.и каллиграфия этого набора намного лучше, чем предыдущих.Пишем второй год и огромного опыта нет. Постараюсь взвесить все "за" и "против" в моем видении. А если все коллеги присоединятся, то получится отличная методичка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Ирина Бахткалеевна! Спасибо за согласие! Вот уж нас и четверо. Ольга Александровна, Марина Николаевна и мы с Вами.
      Спишемся на выходных в ЛС, обсудим все.

      Удалить
    2. Или по скайпу!Давайте!!!

      Удалить
  13. Надежда Александровна, здравствуйте!
    Спасибо Вам за то, что продолжаете писать о каллиграфии.
    Хочется надеяться, что всё-таки пособие будет реальным. Вы видите: оно нужно многим.
    У меня к Вам вопрос: как Вы будете исправлять почерк семиклассника? Будете работать в тетради в косую линейку?
    Объясню, почему спрашиваю. У меня в восьмом классе учится умнейший мальчик, но вот его почерк разочаровывает. Буду рада и благодарна Вашим советам! СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Ольга Николаевна! Пока в замешательстве - с чего начать?
      Семикласснику показала пример письма, да, в косую. Нужна, конечно, и мама для консультации. Должна подойти. По ходу разработаем стратегию. Потом напишу Вам.
      Кстати, вчера на встрече блогеров Ирина Валерьевна рассказала мне потихонечку, что Иван продолжает дома писать в таких тетрадочках, когда есть время. Почерк улучшился. Не идеальный, но буквы ровнее и т.п. Пригласила и ее к участию в проекте. Если будет время (Иван весь в конкурсах), то присоединятся. Если что, думаю, можно проконсультироваться у Ивана с Ириной Валерьевной. А о семикласснике напишу, когда пойдет сдвиг.

      Удалить
  14. Добрый час, Надежда Александровна! Весьма и весьма стала насущной проблема исправление почерка сына семиклассника. Наметила себе, что необходимо в первую очередь приобрести тетрадь в частую косую линейку, карандаши ТМ, и в каникулы приступим с Божьей помощью. Можно Вам на e-mail скинуть образец письма сына?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила! Конечно, присылайте. Адрес моей почты: nadezhda-samoylova@bk.ru
      А вы из какого города? И еще, на всякий случай: скайп у Вас есть?

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере