6 сентября 2016 г.

Мы снова учимся писать

Здравствуйте, дорогие друзья! По просьбе читателей АС вновь продолжаю тему обучения детей письму.
Но для начала отступление. Не так давно блог "Семилетик изучает и учится" вместе с Ириной Никитенко сделал, на мой взгляд, просто замечательный обзор всех моих постов, посвященных теме письма, которые были опубликованы в моем блоге. Сегодня "Семилетик" опубликовал еще один пост на тему каллиграфии "Прописи прошлых веков…Красив ли почерк цесаревича?"
А теперь к своему... Летом мне поступало много вопросов по обучению письму от учителей из разных уголков России. С кем-то мы переписывались, с кем-то общались по Skype. Но вопросы продолжают поступать.
*Добрый вечер! Надежда, есть вопросы по письму в тетрадях. С чего начинали?
Что прописывали в тетрадочках? Элементы или сразу буквы?
У нас первая буква появится через несколько недель. Что прописывать в тетрадях до буквы?
 Может быть элементы? Подскажите, пожалуйста.
*...Меня еще интересует диктовка во время написания. Может быть будет пост с фото о том, как диктовать. Что такое домик и т. д. Была бы очень благодарна. Спасибо. 
Кто-то просил показать фотографию моей доски во время урока. Что ж, постараюсь сегодня ответить на вопросы  с единственной оговоркой - это мой личный опыт работы, а подойдет он вам или нет, решайте сами. Лично я ориентируюсь на уровень знаний и  умений своих учеников.
Итак, у вас первый класс. Когда начинать использовать тетради с дополнительной косой, да и нужны ли они вообще - выбор исключительно ваш. Для меня все прояснилось, когда я попросила выполнить детей штриховку, показав образец. Сверху вниз, справа налево.
 Кто-то из деток меня понял, а кто-то...
Видим, что получается. 

Для меня это показатель, а значит - в 7 утра я в школе, и моя доска принимает такой вид:


Для начала повторяем правила письма, которые вывели с детьми вместе. Я сторонник того, что детям нужно изначально объяснить на понятном для них уровне.
- Ребята, давайте представим, что мама начала варить борщ. Бросила в кастрюлю все сразу - картофель, морковь, капусту. Ничего не почистила - пусть варится так.
В классе смех. 
- Ага. Значит, борщ не получится. Почему?
Есть определенный порядок действий. (Моем, чистим, режем и т.д.) Дети сразу приводят пример жарки курицы, варки макарон и еще того, что уж близко их пониманию.
 - Т.е. если мы вот так сразу сядем и начнем писать, у нас с вами ничего хорошего не получится.
Нужен определенный порядок действий.
Проговариваем: должно быть готово рабочее место, правильная посадка при письме, правильно держим карандашик... И внимательно слушаем учителя.
Дальше мы обязательно выясняем- что же мы сегодня такое будем писать (дети смотрят на образец, прописанный в тетради) - палочки, крючочки или?..
Элементы букв! Обязательно проговариваю, как важно научиться красиво писать эти элементы, потому что в последующем они превратятся в самые настоящие красивые буквы!
На фото выше можно увидеть - тут мы с детьми вместе думали над тем, в каких буквах встречаются те элементы, которые мы будем сегодня писать. Овал - д, б, а ... (Детки проговаривают, я записываю). Чуть позже разберем и плавность поворота (справа на косых, тут все помнят про машину и про газ,  на повороте не давим на педаль газа = на карандашик; вот мой мелок не выдержал нажима - авария).
*** Фотографии доски делала уже после урока, поэтому тут все вместе***
Знакомство с рабочей строкой.
Прописывание прямой наклонной линии на доске учителем - 2 линии, ровно столько у детей в тетради. Далее тренируемся - "пишем" наклонные линии под счет вместе с учителем в воздухе. И вместе со мной - я на доске, дети в тетрадях. Расстояние между линиями - два домика. Домики - это клеточки, полученные при частой разлиновке.
 РАЗ - линия, ДВА-ТРИ - просчет домиков. Если ребенку тяжело считать домики, ставим точечки как в примере с овалами. И опять: РАЗ - линия, ДВА-ТРИ - домики (пропуск).
Самостоятельная работа детей. В это время прохожу по классу, помогаю.
Аналогично прописывается вторая и третья строчка. Образец элемента буквы появляется на доске лишь во время показа образца учителем. Заранее на доске не пишу ничего.
 Вот что получилось у нас сегодня.
 С кем-то поработаю индивидуально.


 Как бы ни было кривенько, радует все ж больше, чем штриховка.
 Бегут на перемене с тетрадями:
- И мою сфотографируйте!
Как "считаем" "крючок": РАЗ - от верхней линии рабочей строки по косой не доходя немножко до нижней, И - плавный поворот без нажима. РАЗ - прямая, И - поворот.
Овалы писать  очень просто (из объяснения). Выясняем главное - овал помещается точно в домике, главное - плавненько срезать все уголки. И-РАЗ-И-ДВА. И-и - закругление -РАЗ- прямая И-и - закругление - ДВА - прямая.
Далее пойду по нарастающей уровня сложности прописываемых элементов. Сейчас для меня самое важное, чтобы дети научились считать домики (развитие глазомера), видели верхнюю и нижнюю линии рабочей строки, умели контролировать силу нажима, научились правильно держать карандашики; умели слушать и слышать учителя, выполнять словесные инструкции, работать по образцу.
Пока все... Надеюсь, что сумела ответить на поступившие вопросы. Если что-то не очень понятно, пишите...

24 комментария:

  1. Успехов Вам, Надежда Александровна, и Вашим первоклашкам! У вас все получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна! Очень на это надеюсь. Тяжело начинать все заново. Трудно первоклашкам дается наука. Но я-то знаю, что пройдет немного времени, и будут они умненькие-разумненькие!

      Удалить
  2. Надежда Александровна, а можно я к Вам своего сына заранее запишу? Как мне хочется, чтобы у него был такой Учитель, как Вы!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Записывайте, Светлана Николаевна! Научим всему - писать, читать, считать. А главное - любить школу и учителей!

      Удалить
    2. По поводу любить школу и учителей - это, наверное, самое главное. Без этого учиться невозможно.

      Удалить
    3. Вот и я стою на этой позиции, Светлана Николаевна! Если ребенок будет любить школу и учителя, он обязательно станет хорошим учеником. В меру своих сил, но он будет стараться, и у него обязательно все получится!

      Удалить
  3. Второй год работаю в таких тетрадях. Спасибо, Надежде Александровне! Дети привыкли, но пишут правильно не все! Буду в этом году отрабатывать навыки каллиграфии дальше! Доску расчертила маркером, хватает на несколько дней, если сухой губкой стирать :))Следующим первоклассникам уже точно рекомендую карандаши, как у Надежды Александровны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень удобные тетради, Ольга Александровна. А над каллиграфией мы по сей день с третьеклассниками работаем. Как-нибудь покажу тут, в блоге, их работы. В принципе, отработка навыка ведется постоянная, но сегодня уже сказала старшим своим детям строго о том, что не маленькие - пора бы уж следить за своим письмом самостоятельно. А то то буквы "укладывают", то мельчить начинают. У-ух!

      Удалить
  4. Так-так-так, Надежда Александровна, вот и рождение методички! Ну ведь чем не мастер-класс! А на покупку Вашей методички мы уже стоим в очереди! У Вас тут такая команда крепкая из учителей и учеников, со временем про всех напишем, взорвем интернет, чтобы ввести в школах такое полезное и нужное детям дело - каллиграфическое чистописание! Будем собирать все советы и рекомендации всех педагогов, кто какие видео сможет сделать, или сравнительные фото! Спасибо вам всем за труд! Наша команда уверена, что вы все сможете объединить очень много учителей с такими же взглядами и желаниями, а учеников в соревновательное состязание по чистописанию))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ирина, у меня то времени нет, то лень нападает. :)
      Это вот опубликовала вчера пост по просьбе коллеги. Знаю, как важно не упустить именно сейчас эту самую горячую первоклассную пору. Потом ведь переучивать очень сложно.
      Кострома отозвалась, надеюсь, Орск отпишется - там тоже коллега по моей методике (скажем так) работает. Думаю, что коллеги обязательно поделятся своим опытом, отзывами, системой работы.

      Удалить
  5. Помню, помню, И раз И два... Как увидела прописи внука, а там крючочки все как после урагана, сразу открыла ноутбук. Скорее зашла на Ваш блог, еще раз перечитала пост, как красиво писать, вспомнила мастер-класс. Рассказала Мише сказку и показала, как писать по линиям под счет. Понял, вижу, что шлепает губами, когда пишет палочки-крючочки, да и результат стал более приятный. Спасибо Вам за Вашу методику и то, что делитесь ею с коллегами и нами, родителями и бабушками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Тамара Степановна! Ой, что-то вновь у вас нерадостные новости. Вы уж крепитесь там. Верю в то, что все получится.
      Сегодня мы прописывали элементы посложнее. Кое у кого появились первые слезки на глазенках.
      Пришлось делиться страшно-секретным-секретом: у меня тоже раньше ни-че-го не получалось. А этот элемент я вообще так долго не могла написать, что ребятеночек по сравнению со мной просто молодечный молодец! И - ВМЕСТЕ - РАЗ-И! И все получается, и все становится на свои места.
      Трудное это дело - писать красиво. Но оно того стоит. Ой, не забыть бы завтра сделать фотографии третьешей. Чтоб было видно, куда идем, к чему стремимся и верить в то, что все возможно!
      Крепко обнимаю Вас. Эх, жаль, что вночок Ваш не у меня. Мы б этим непослушным крючочкам устроили бы войну... И победили бы их на РАЗ-И!

      Удалить
    2. Спасибо, Надежда Александровна, за теплые слова и Ваши посты. Я думаю Ваши виртуальные уроки нам помогут. Главное желание Миши, а он старается. Да и в школе ему нравится, рассказывает все новости даже не скрывает, когда ему делали замечание по поведению. Родители сразу "на дыбы", а я их "гашу", что нельзя ругать за честное признание, поговорить и объяснить, вот что поможет корректировать поведение на уроках и перемене.

      Удалить
    3. Да, холодный душ родителям и сказочку внучку впридачу - вот и гармония почерка))))) И крючочки со временем в буковки превратятся, да такие красивые, уухх!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Спасибо большое за вести с первых уроков и фотографии. Интересно.
    Желаю успехов малышам! Писать красиво нелегко! Но с Вами у ребяток все получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! К сожалению, времени не так уж и много, чтобы писать. Да и заглядывать в блоги буду теперь гораздо реже.
      Первые прописи - первые слезки. Ничего... Все у нас с казачатками получится, вместе мы справимся с этими уж непослушными буквами, которые никак не хотят писаться красиво и сразу...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна!Второй год мы пишем в тетрадях с дополнительной косой. Мне нравятся как пишут мои детки.Конечно, после лета почерк еще совсем не совсем отличный, но после ежедневных тренировок думаю,что встанет все на свои места.спасибо Вам за Вашу методику!Недавно нашла пропись за 1969 год и к моему удивлению,в ней такая же разлиновка!Можно посмотреть правильное соединение букв,элементы.А у Ваших первашей будет отличный почерк!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна! Рада за Вас с ребятками. А еще год назад Вы порядком волновались и здОрово переживали.
      Про пропись вот уж очень интересно. У Вас печатный вариант или электронный? Очень уж посмотреть хочется. Если в электронном виде (о чем мечтаю уже), киньте мне на почту, пожалуйста.
      Ой, ну нам уж никак нельзя без красивого почерка! Будем стараться!

      Удалить
  8. Надежда Александровна, обязательно Вам отправлю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, а можно и нам пропись, очень хочется. А если она заполнена, может, покажете как там все было с чистописанием. Сколько видела примеров - за маленькую совсем помарочку при идеальном почерке ставили 4. Вот строгость была!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна!Вот и начались повседневные будни педагога, палочки, крючочки))) Терпения Вам и Вашим малышам!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, начались, Людмила Владимировна... Теперь 4 года только полный вперед. 1 и 2 классы для меня самые сложные. Силенок понадобится и терпения... Чего и Вам желаю!

      Удалить
    2. Надежда Александровна, здравствуйте. Меня очень заинтересовала ваша работа! Подскажите, где вы берете тетради с частыми косыми? Я в продаже такие не видела.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна! По идее, такие тетради должны быть в свободной продаже. У нас можно найти, но не во всех магазинах. Вы рабочие тетради к УМК заказываете? Попробуйте узнать у того, кто Вам привозит заказ. Я второй год так и поступаю - вместе с рабочими тетрадями заказываю и тетради по математике, и в частую косую.И мне привозят прямо в класс.

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере