23 августа 2016 г.

Книга, которая меняет сознание

В мире случайностей ничего не бывает случайным. (Автор).
Не знаю, как у других, но у меня так бывает часто - в жизни появляется то, что на данный момент намного всего важнее. Так получилось и в этот раз. Я познакомилась с книгой Элинор Портер "Поллианна". Сразу скажу, что набрела я на нее случайно, отнесясь изначально довольно скептически. Автор - американская писательница, ну, а американцев я люблю как Михаил Задорнов. Второе, что вызвало у меня скептицизм - книга впервые издана в 1912 году. Рекомендована для младшего и среднего возраста. Уж и не знаю теперь, к какой категории себя отнести, потому как эта книга явно для меня.
Итак, маленькая девочка, оставшись сиротой, попадает к тете, старой деве, которая забирает ее исключительно из чувства долга. И вот тут, коллеги, я приношу всем свои глубочайшие извинения, но прям-таки увидела нашу систему образования:
Вот как мы сделаем, -- продолжала она, -- после завтрака до девяти ты будешь приводить в порядок свою комнату. С девяти до полдесятого ты будешь каждое утро читать мне вслух. С половины десятого до двенадцати по средам и субботам ты будешь учиться готовить у Нэнси. А по другим дням мы с тобой используем это время, чтобы учиться шить. Разумеется, я постараюсь уже на днях нанять тебе учителя музыки. Музыкой ты сможешь заниматься во второй половине дня.
 Ознакомив племянницу с распорядком дня, мисс Полли поднялась со стула и направилась к выходу.
      -- Но тетя Полли! -- испуганно крикнула Поллианна. -- Тетя Полли! Когда же я буду жить? Вы мне совсем не оставили времени.
      -- Жить? -- удивленно подняла брови тетя Полли. -- Не понимаю, что ты имеешь в виду, дитя мое? Все мы живем, пока Господь не приберет нас к Себе. И ты живешь, чем бы ни занималась.
      -- Ну, да, да, тетя Полли! Конечно, все время, пока я буду заниматься, я не перестану дышать или двигаться. Но это не значит, что я буду жить. Вот ведь когда я сплю, я тоже дышу, но я же не живу. Когда я говорю "жить", тетя Полли, я имею в виду, что я могу делать то, что хочется. Ну, там, играть на улице, читать про себя, лазить по скалам, болтать с Нэнси или со старым мистером Томом в саду, или узнавать все, что можно о домах, и обо всем другом на этих просто потрясающих улицах, по которым я вчера проехала. Вот, что я называю "жить", тетя Полли. А просто дышать, это совсем не то.
***
  И вот как-то, во время урока шитья, Поллианна, в ответ на очередное замечание тети, что дни не должны проходить впустую, спросила:
      -- Вы хотите сказать, что если я просто счастливо провела день, значит я провела время впустую?
      -- Совершенно верно, дитя мое.
      -- Вы часто мне говорите, что надо добиваться ре-зуль-та-тов, -- раздельно произнесла она.
      -- Конечно, дитя мое.
      -- А что значит ре-зуль-та-ты? -- продолжала допытываться Поллианна.
      -- Ну, это значит, что ты из всего должна извлекать какую-то пользу. Все-таки ты очень странный ребенок, Поллианна.
      -- А если я просто радуюсь, это не значит, что я извлекаю пользу? -- с тревогой спросила Поллианна.
-- Конечно, нет.
***
И еще о педагогике:
   "Однажды некий мальчик по имени Том отказался принести матери дров. Узнав об этом, отец его сказал:
      -- Том, я уверен, что ты с удовольствием принесешь маме дрова.
      И правда: Том тут же пошел и принес дрова. Почему? Да просто потому, что отец показал: он не ждет от сына ничего, кроме хорошего поступка.
      А теперь представьте себе, что было бы, скажи ему отец:
      -- Том, я слышал, что ты не послушался маму. Мне за тебя стыдно! Немедленно ступай и наполни ящик для дров!
      Уверяю вас, что в таком случае ящик для дров в доме Тома до сих пор стоял бы пустым..."
      Пастор продолжал жадно читать дальше, останавливаясь на строках, которые особенно привлекали его внимание:
      "Люди нуждаются в поощрении, больше, чем в порицании... Похвально укреплять их дух, и пагубно подчеркивать отрицательные качества.
      Покажите человеку лучшие его стороны, и вы почти наверняка, побудите его отказаться, от дурных привычек. Покажите ему подлинное его "я", и убедите его, что он может со всем справиться и все победить... Помните, влияние прекрасного и милосердного человека всепоглощающе; такой человек целый город может повести за собой... Люди излучают то, что держат в сердцах и мыслях... Наделенный любовью к ближнему и благодарностью, неизбежно заразит этим окружающих. Но если он, напротив, угрюм, раздражителен, скареден, пусть он не сомневается.
      Соседи ответят ему тем же, да еще возвратят с процентами. Ибо если вы во всем ищите зло и ждете его, будьте спокойны: вы его получите. Ожидая же и отыскивая добро, вы обретете его. Итак, скажите своему сыну Тому, что вы знаете, как он будет рад наполнить ящик дровами, и вы увидите, с какой страстью он примется за дело".
***
Поллианна, прожив свою 11-летнюю жизнь довольно тяжело, всегда всему радовалась. Ее отец, пастор, научил играть девочку в игру, в которую она научила играть целый город.
Знаешь, когда привыкнешь искать, чему бы порадоваться, иногда находишь словно само собой. Вот и сейчас так вышло. Если постараться, почти во всем можно отыскать что-нибудь радостное или хорошее.
-- А то, что никому к ней ходить не нравится. Если бы в людях было поменьше жалости, к ней бы и близко никто не подошел, до того она сварливая. Жаль только ее дочку. Вот уж досталось бедняжке... А то послушать миссис Сноу, так все в этом мире происходит неправильно. Даже дни недели наступают не так. В понедельник она жалуется, что кончилось воскресенье, а если ей принесешь студень, она вмиг заявит, что ей охота цыпленка, а притащи ей цыпленка, тут же скажет, что мечтала о бараньем бульоне.
      -- Вот так смешная женщина! -- расхохоталась Поллианна. -- Знаешь, Нэнси, мне теперь еще больше хочется на нее посмотреть. Она ведь совсем не похожа на других, а когда люди не похожи, это так интересно!
***
 Из своих сорока лет пятнадцать она посвятила недовольству всем, что ее окружает. У нее просто времени не хватало подмечать что-то хорошее.
- Не думаю, что от моего взгляда еда станет вкуснее, -- ехидно проговорила она, но на корзину все же взглянула. -- Ну, что там у тебя?
      -- А чего бы вам самой больше всего хотелось? -- спросила Поллианна. -- Ну, отвечайте же, миссис Сноу!
      Миссис Сноу растерялась. Уже много лет подряд все ее желания сводились к мечтам о чем-то другом, нежели то, что ей принесли. И вот теперь, встав перед свободным выбором, она просто не знала, что и сказать.
***
     -- Доктор Чилтон, -- робко сказала она, -- мне кажется, что у вас самая радостная работа на земле.
      Доктор окинул ее изумленным взглядом.
      -- Радостная? Да куда бы ни шел, я вижу одни страдания! -- горестно воскликнул он.
      -- Знаю, -- кивнула Поллианна. -- Но вы же помогаете тем, кто страдает. И вы, конечно же, радуетесь, когда они перестают страдать. Вот и выходит, что вы радуетесь чаще всех нас.
      У доктора вдруг подступил ком к горлу. У него не было ни дома, ни жены, ни детей. У него не было ничего, кроме любимой работы и двухкомнатной квартиры, в которой он жил и лечил.
      И вот теперь, глядя в глаза Поллианне, он чувствовал себя так, будто его благословляют на дальнейшие труды. И он знал: ни самые тяжелые дни, ни бессонные ночи не заставят его забыть воодушевления, рожденного этой удивительной девочкой.
      -- Да благословит тебя Бог, милая, -- сказал доктор, и лицо его озарилось необычайно доброй улыбкой, которая так располагала к нему пациентов. -- Бывает, что доктору не меньше больных требуется глоток тонизирующей микстуры, -- добавил он.
***
Поллианна, сама того не замечая, меняет судьбы людей. Когда с ней случается беда, весь город в едином порыве старается помочь ребенку.
В книге все заканчивается хорошо.
Искренне хочется, чтобы и у нас всех сложилось все благополучно. А лично я... Еще не раз вернусь к чтению этой книги и... Непременно буду играть в замечательную игру. Буду радоваться всему, что меня окружает, а в случившихся бедах искать что-то хорошее...


26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Книгу, к сожалению не читала, а вот экранизацию 2003 г., (есть ещё 1960 г.) довелось посмотреть. Фильм понравился, очень добрый, светлый. Всем рекомендую для семейного просмотра. Теперь нужно обязательно познакомиться с книгой! А насчет возраста... Мне кажется, такие произведения можно и нужно смотреть, читать в любом возрасте. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! А у меня только в планах посмотреть фильм. Хотя, признаться, несколько боюсь разочарования. Когда читаешь, в голове складывается собственное вИдение сюжета, а при просмотре фильма - режиссерский вариант.
      На счет возраста - так и я ж о том, что книга для всех возрастов хороша.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Книга да, интересная, но Вы только не обижайтесь, вредная. Я тоже поначалу восторгалась "Полианной", ее умением находить что-то хорошее, но услышала как-то мнение замечательной писательницы Елены Чудиновой.
    Находить хорошее и не унывать - это здорово, спасает от уныния. Но тут с самой Полианной случилась настоящая беда. И она сломалась. Значит ее теория не всегда работает. Потом произошло чудо, и девочка смогла встать. А что если чуда не произошло бы? Вот в том-то и дело, что каждому из нас нужно учиться примиряться с тем, что мы не в силах изменить, и учиться жить с этим, а не тратить всю свою жизнь на отвержение этого самого. Вот в чем сложность жизни. Примеры некоторых людей показывают, что они оказываются сильнее обстоятельств, у них в жизни не происходит чуда, но это не значит, что Бог их оставил. Полианна смогла вернуться к себе самой только через чудо, но вот прямо сейчас тысячи детей преодолевают свою болезнь или какой-то недостаток, и их героизму можно позавидовать. Они не унывают, находясь в таких страшных обстоятельствах, но живут, даже родителей утешают. Вот что главное.
    Сказки братьев Гримм жестоки, но раньше ставили цель показать детям, что жизнь - это не сказка, но жестокая реальность, в которой может произойти всё, что угодно. Я, конечно, не за такие методы, но настает определенный момент, и именно это придется объяснить своему ребенку в целях, прежде всего, его безопасности.
    А вот Полианна предлагает на всё смотреть через розовые очки и думать о том, что вот когда-то чудо произойдет. И многие люди в отчаянии восклицают: если чуда нет, то нет и Бога. А вера - прежде всего, в доверии заключается. Если Бог для нас Отец, мы должны принимать всё, как от любящего Отца. Господи, как же это тяжело!!! Вот пишу, а сама понимаю, что мне до этого еще очень далеко. Но тем не менее в этом и есть вера и доверие Богу, а иначе вся вера ограничится только свечками, вздохами и сентиментальностями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Знаете, чтение книги закончила глубокой ночью. Попутно, конечно, делала из нее выборки. Так вот ночью же я и стала экспериментировать на себе - играть в радость. и поняла, что, конечно же, не все должно восприниматься буквально. Как говорит Полианна одному из героев - ты играешь неправильно, неправильно радуешься.
      Момент "слома" Полианны сначала и у меня не вписался в основную идею книги, но потом пришла к выводу, что она же всего-навсего простой обычный ребенок. И идея автора, как мне кажется, совсем в другом - Полианна помогала людям в трудные моменты их жизни. Добро к ней вернулось.
      Признаться, не увидела в книге вообще никакого ожидания чуда. С учетом того, что это все-таки художественная литература, книга для прочтения гораздо боле полезна, чем всяко-разные ужастики-комиксы и проч.
      А вообще, эта книга вернула меня в мое детство. Вспомнила, как мне не хватало папы (погиб рано, не помню его), как страдала от этого. А потом думала о детдомовских детях и понимала, какая я счастливая - у меня хоть мама есть (была), а они совсем своих родителей не знают.
      Конечно, ко всему нужно относиться осторожно, чтобы не было розовых очков.
      Лично для меня на данном этапе книга оказалась весьма полезной. Потому как мироощущение в последнее время у меня стало как у миссис Сноу. Конечно же, я понимаю, что вряд ли все описанное в книге могло бы случиться на самом деле с людьми, люди-то не меняются так быстро. Но разумные зерна в ней все ж есть...

      Удалить
    2. Польза - конечно и несомненно есть! Я своим детям про Полианну рассказывала.
      Стремлюсь, чтобы не быть миссис Сноу. И ученикам говорила, что я, прежде всего, человек (теперь уже человек и мама), а уже потом - учитель, президент и т.п. Кстати, ученики меня называли Цезарихой и когда я входила в класс, они прикладывали руку к сердцу и возглашали: "Авва Цезарь!" На что я отвечала: "Авва мне!" Потом мы, как правило, хохотали и начинали урок)))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Александровна! Я много слышала об этой книге, читала отзывы и очень хотела прочитать сама. Но в нашей библиотеке она все время на руках и мы пока с ней не встретились. Зато мне удалось найти продолжение. В этой книге рассказывается о том, как Поллианна взрослела. Она по-прежнему продолжает свою игру в радость и учит этому других, отчего жизнь людей меняется в лучшую сторону. И нам тоже не мешало бы научиться радоваться жизни и замечать хорошее, а не брюзжать и не жаловаться на жизнь. И я согласна с Вами, что эта книга из разряда тех, к которым хочется возвращаться снова и снова. Так что я продолжу свою охоту на нее и пусть удача мне улыбнется)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Да и я поняла, что у этой книги есть продолжение. Попробую найти его. Пусть немного нереально, но все ж художественная литература. А учиться радоваться... О, да, с Вами согласна на все сто. Я, например, делать это абсолютно разучилась...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна! С удовольствием прочитала Ваш пост. Оставлю себе в закладку. Я тоже сторонник чтения детьми русской литературы... И прочитала,к своему стыду, а затем приобрела в библиотеку после беседы с читающей пятиклассницей... Она взахлёб рассказывала просто содержание, без комментариев. А какие тут могут быть комментарии! Теперь книга есть в библиотеке, и на полке она не застаивается...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! С большим недоверием, и очень часто с явной нелюбовью, отношусь ко всему "импортному" - западному и проч. Менталитет у нас, у русских, другой. Скажи мне кто, что я в своем блоге буду писать отзыв о книге (чего я, в принципе, вообще ни разу не делала) да еще и "ненашенского" автора - нееет, не поверила бы.
      Первое же, что зацепило меня в этом произведении - модель современной школы. Расписано все - урочная, внеурочная, УУД и проч. Т.е. отголосок моих чувств - а когда же мы начнем относиться к детям, как к ДЕТЯМ?! Они же ведь ЖИВЫЕ! У них ручки, ножки, голова, животики, а не УУД и прочие составляющие. Соответственно, этим меня и зацепила книга. И пусть в ней есть что-то "ненашенское", главное, что в трудное время она способна помочь человеку.

      Удалить
  5. Здорово, Надежда Александровна! Книги не читала, считала ее детской, но теперь обязательно прочту. Цитаты просто бери и копируй. И делай их своим жизненным кредо. Никогда не поздно начинать радоваться )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый, Ирина Витальевна! Знаете, именно поэтому вчера так и читала - открыта страничка с книгой и страничка в блоге. Сразу копировала то, что хотела запомнить. Есть-есть поучительные моменты, которые необходимо запомнить!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна.
    Около года назад прочла обе части. Ожидала чего-то сверхъестественного, ссылаясь на отзывы, но, увы, не нашла этого в книгах... И, кстати, обе книги взяла на детском абонементе для Андрея,но прочитав их, поняла, что это совсем не детская литература... А наша, взрослая, для размышления и умозаключения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Вот и мне книга больше показалась необходимой для взрослого чтения. По крайней мере, взрослый сможет отделить зерна от плевел (то, о чем писала Светлана Николаевна, чтобы не быть в розовых очках). И вот, повторюсь, лично мне, находящейся в последнее время в катастрофическом недовольстве от всего и вся, она оказалась просто жизненно необходимой.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Какие разные отзывы о книге! Я книгу читала, понравилась, она есть в моей библиотеке, ученики ее читают, мы часто вместе обсуждаем ее, и это главное в работе с детьми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Сегодня попробовала начать читать вторую часть, пока не получилось. :) Наверное, слишком много радости в меня еще не помещается. :)
      Да, это здОрово, когда дети включаются в активное обсуждение прочитанного. И как ребятам книга? Со всем ли согласны? Не пробовали играть в радость?

      Удалить
    2. Надежда Александровна, отношение разное, как и у наших коллег, кому-то очень нравится, кто-то почти равнодушен, а некоторые действительно играли в радость.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Надежда Александровна! Честно признаться не хватает времени на чтение литературы. Спасибо за подсказку! Обязательно прочту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Бахткалеевна! Да и у меня не хватает. Но эта книга вдруг затянула. Наверное, ко времени пришлась. Так уже часа в два ночи закончила чтение. А с утра кофеечек попивала на работе... :)

      Удалить
  9. Надежда Александровна, здравствуйте!
    Книгу прочитала ровно два года назад и писАла отзывы в своём блоге: "А Вы умеете ежедневно находить повод для радости?". Предлагаю Вам познакомиться и со второй книгой.
    Читается быстро и оставляет положительное впечатление. Где-то меня напрягали излишняя радость девочки, но в итоге - всё-таки это светлая книга.
    Верные Вы цитаты выбрали. В точку...
    Спасибо за воспоминания ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте! Не поверите - вчера и сегодня все думала о том, что у кого-то из наших в блоге видела отзыв о книге этой. Даже картинку вспоминала (что от моей отличается). Вот где, оказывается - у Вас! Сходила уже к Вам, вспомнила. Но тогда я эту книгу так и не стала читать. Наверное, не время еще было.
      Вторую часть начала сегодня читать, но что-то не пошло, отложила.
      Знаете, прочитав ваш комментарий, заулыбалась во все оставшиеся. :) Стопроцентное мое ощущение - "где-то меня напрягали излишняя радость девочки". Вот в точку! Но как-то вовремя она заканчивалась в повествовании, и тогда уж спокойно продолжала читать.

      Удалить
    2. Да и свой комментарий, наверное, вспомнили к тому отзыву?
      P.S. Как много нас, Ольг, блогеров-педагогов ))

      Удалить
    3. Ага, я даже Вам там об этом написала. :)
      *** Не пойму вот - почему смайлики в блогах перестали работать? Грустненько без улыбашек.
      *** Да, Ольг Николаевн уж у нас хватает! :)

      Удалить
  10. Знакома с книгой, прочитала еще года два назад. Сразу всплыли в памяти эпизоды с цитируемыми Вами фрагментами. Всегда призываю других учиться даже самым маленьким мелочам. Жить течет -бежит, нельзя, нельзя не бороться, нельзя унывать, нельзя плыть по течению

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я всегда поражаюсь Вашему позитиву и умению не отчаиваться даже в самой сложной ситуации. Сама хандрю, как правило, долго. Буду учиться радоваться!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Александровна! Жить и радоваться каждому дню - это подвиг!!! Так много негатива вокруг, нужно находить маленькие радости и считать их самыми большими в жизни))) Спасибо за обзор книги, с удовольствием найду и почитаю!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Людмила Владимировна! Ой, да. Хочется радоваться, но иногда мне кажется, что я просто разучилась это делать...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере