13 июля 2016 г.

Готовность ребенка к школе

Середина июля. И немногим более чем через полтора месяца многие ребятишки впервые переступят школьный порог. Каковы требования? Что должен знать уметь ребенок, которому впервые предстоит сесть за школьную парту? Наверняка, эти вопросы волнуют многих родителей. Ответы на них я озвучивала на родительском собрании будущих первоклассников. И все ж еще остается время поразмыслить над тем, насколько ваш ребенок готов к обучению в школе. Постарайтесь ответить на вопросы:
1. Ваш ребенок усидчив? Если ответ положительный, то волноваться не о чем. Если ответ отрицательный, то задумайтесь над причиной. Как правило, учитель слышит: "Это он в папу!" Или же: "Ой, он у нас гиперактивный!" Могу сказать, что подобный ответ лично мне очень мало чем поможет в работе с вашим ребенком. Я ни в коей мере не отрицаю наследственности. Но на практике знаю, что родители таких вот непосед очень часто успокаивают своих чад, повышая на них голос (причем с переходом на довольно-таки громкий крик), шлепают по причинному месту и проч. Дорогие родители! По опыту могу сказать, что, приходя в школу, такие дети абсолютно не реагируют на спокойные замечания и просьбы учителя. Они не привыкли так. Они не умеют реагировать на них. Они умеют реагировать только на крик и требования, а не на просьбы.
Дорогие мои, учителю придется повысить голос, потому как вы сами создали подобную модель воспитания! А поэтому, пока есть время, пересмотрите свое отношение к своим шумным детям. Постарайтесь найти те струнки души вашего ребенка, на которых можно сыграть, не перегибая палку. Научите вашего ребенка реагировать на спокойные просьбы. Читайте, в конце концов, детям больше сказок! Русских народных. Это и сказкотерапия, и воспитание.
2. Умеет ли ваш ребенок застегивать пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться общественным туалетом?
3. Знакомы ли вашему чаду правила хорошего тона: здороваться со старшими (а не только со своим учителем), прощаться, слушать взрослого не перебивая, не ковыряться в носу при массовом стечении людей (извиняюсь, но сей факт имеет место быть)?
4. Умеет ли ваш ребенок культурно общаться со сверстниками? (Даю честное слово, что в школе мы не учим детей ругаться матом, а потому, уважаемые родители, варианты "Школа виновата" и "Это он в школе научился" - не пройдут. Пожалуйста, следите за своей культурой речи. Давайте будем честны друг с другом - где находится первоисточник нецензурной брани в 99,9% случаев, мы с вами знаем).
 Что обязательно должен знать и уметь будущий первоклассник?
* знать свои имя, фамилию, адрес, имена членов семьи, место работы родителей и должность (печальный факт, но огромное количество школьников не знает кем работают их родители);
* знать времена года, названия месяцев, дней недели, различать цвета;
* считать до десяти (прямой и обратный счет);
* увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;
* уметь сравнивать группы предметов: «больше, меньше или равно»;
* объединять предметы в группы по принципу родства;
* находить в группе предметов лишний;
* высказывать свое мнение, построив законченное предложение;
* иметь представление об окружающем мире: о профессиях, предметах живой и неживой природы, правилах поведения в общественных местах;
* иметь пространственные представления: право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо;
* легко общаться с другими детьми;
* выполнять распоряжения старших;
* аккуратно раскрашивать рисунок, не выходя за пределы контура;
* пользоваться ножницами (уметь вырезать несложные фигуры).
Пожалуй, все. Умеет ваш ребенок читать? Это хорошо. Не умеет - не беда. И вот чего я лично никогда не рекомендую делать самостоятельно - так это учить ребенка писать. В школе мы всему научимся (не знаю требований других учителей, но мои именно таковы).
 И еще одна моя огромная просьба: НЕ ОТПРАВЛЯЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДЕТЕЙ В ШКОЛУ ЗА ПЯТЕРКАМИ!!! ("Иди, учись хорошо. И что б пятерку сегодня принес!") В первом классе не ставятся детям оценки. Да и вообще... Знаю, что тут у нас в округе ходят слухи, что "Надежда Александровна , ой, ооочень требовательный учитель". Могу сказать, что в некоторой степени этот родительский страх обоснован. "Двойку тоже нужно заработать!" - люблю говаривать я, да и оценки детям не рисую. Что заработали - то и получайте. Но с другой стороны, знания я детям даю тоже немалые и требую взамен лишь то, что вложила в детей сама. Родителей же прошу безоговорочно слушать мои рекомендации, вследствие чего выигрывает лишь кошелек родителей, потому как в таком случае слово "репетитор" в вашей семье на протяжении 4-х лет обучения в начальной школе звучать не будет.
Всем всего самого доброго! Здоровья, успехов, радости всем ребятам и родителям!

31 комментарий:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Сформулировано всё очень четко, без излишеств. Прекрасно! У меня есть один подопечный, в этом году 6 лет исполнилось, так я его маме постоянно говорю, чтобы он знал названия дней недели и месяцев. А то прихожу в 3 класс, а дети там этого не знают... Не понимают, как время определять. И кто это им должен объяснять?! Неужели трудно до школы позаниматься, как следует, повторить, научить? И мне приходится при наличии 2 часов в неделю сначала на русском объяснять (мало кто слушает и слышит), а потом учить по-английски. А откуда он это может запомнить, если по-русски не понимает, зачем это нужно и что это вообще такое?
    А уж про шнурки и т.п. и говорить нечего(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Знаете, порой родители так стремятся подготовить ребенка к школе наивно полагая, что самое главное - чтение, письмо, счет, упуская при этом самые элементарные, но такие важные вещи. Что уж не повидала на своем веку. Но в последнее время прогрессирует у родителей мнение: "Мы умные, мы сами учим своих детей, а учителя ничего не умеют, только деньги вымогают" и все в таком духе. Глупость полнейшая. По мне так уж лучше бы научили ребенка элементарным вещам, а с остальным я уж и сама справлюсь...

      Удалить
    2. А у меня вот Лиза не умеет до сих пор определять время. Ругать её что ли за это? Научится не сегодня, так завтра. Да и шнурки завязывать вот только недавно научилась.
      У сегодняшних детей нет всех этих необходимостей: обувь без шнурков, часы - на сотовом или на мониторе компьютера.
      Так уж поспорю именно с тем, что это необходимо.

      Удалить
    3. День добрый, Ольга Николаевна! Ну, про время я ничего не писала. А Светлана Николаевна, возможно, имела ввиду части суток - утро, обед, день, вечер, ночь?
      По поводу шнурков ниже я отвечала Ольге Александровне - именно о том и речь - не умеет завязывать шнурки, значит, покупаем обувь на липучках или же какой другой вариант без шнурков. (Но у нас же учителя шнурки завязывают!)
      Так что... Улыбаюсь сейчас. У меня ни тени сомнения в том, что Вы замечательная мама! Обнимаю вас!

      Удалить
  2. Надежда Александровна,здравствуйте! Согласна с каждым вашим словом, которое поддержат все практикующие учителя.К рекомендациям преподавателя надо прислушиваться абсолютно всем родителям и не надеяться на то, что информация, сказанная на родительском собрании для всех, именно кого-то не касается.ТО, что написано в этом сообщении, выстрадано коллегами со всех уголков России!Школа даёт много, тем более многое обретает человечек, обучаясь у Надежды Александровны, но это не камера хранения,где присмотрят,научат, покормят.Только сотрудничая,можно прийти к результатам, которые порадуют и кроху, и родителей, и учителей.Пусть первые шаги маленького человечка в школе буду наполнены радостью открытий.Взаимопонимания!
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Елена Анатольевна! Уж выстрадано, да...
      Спасибо за добрые слова в мой адрес. Знаете, вот в последнее время родители стремятся отдать ребенка в казачий класс (это уж вообще личное) потому что ребенок непослушный и весьма энергичный (скажем так). Так и хочется сказать: "Вы что, думаете, что у меня на уроках казаки с нагайками стоят и ваших детей воспитывать начнут?" Нет, в школе я один на один со своими учениками. И вот без сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и обучения детей никак не обойтись.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Александровна! Как Вы хорошо все написали, по полочкам разложили. Очень правильные вопросы заданы, еще бы честные ответы на них получить. Сколько раз тоже приходилось выслушивать: "Ой, так у нас папа тоже такой был и дедушка". А потом уже и ребенок начал бравировать: "А у меня наследственность плохая, вы со мной ничего не сделаете". И про повышенный голос нам еще воспитатели говорили в детском саду, что дети их просто не слышат и не реагируют, когда к ним спокойно обращаешься. И про "здороваться не только со своим учителем" тоже зацепило, потому как много раз сталкивалась с ситуацией: стоим с классным руководителем, разговариваем, идет мимо ребенок: "Здравствуйте, Мария Николаевна!" И к 4 пункту добавлю (это для родителей старших школьников):курить и пить мы тоже НЕ УЧИМ!
    Ой, что-то я увлеклась. Хотела же только поблагодарить за отличный материал. С Вашего позволения, Надежда Александровна, можно ли включить в родительское собрание? Очень уж зацепил Ваш вариант изложения знакомой информации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Да, год из года встречаемся с одними и теми же проблемами. Самое интересное, что если вдруг кто из родителей услышит, что учитель говорит на повышенных тонах - катастрофа!!! Изверг, изувер!!! А проблема-то отнюдь не в учителе. И ругаться, и голос повышать не хочется, но никак иначе - не приучены иначе дети... Да, много о чем есть сказать. Постаралась сдержано и без эмоций. Конечно, материалом пользуйтесь! Всего Вам доброго!
      P.S. Родителям своих учеников, те, которые "в пап", обычно отвечаю: "Дома они у вас могут быть в кого угодно, а в классе все дети в Надежду Александровну!"

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна. Спасибо за очень ценную, для нас, родственников первоклассника, консультацию. Я сразу отправила ссылку на блог своей дочери и позвонила, чтобы она прочитала тоже. Она признала свою ошибку по поводу повышенного тона. Сколько с ней спорили, своим примером показывала, как можно общаться, а она мне "у меня нет такого терпения, как у тебя". Теперь задумалась, все же это рекомендует УЧИТЕЛЬ, а не мама.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна. Рада, что материал пригодился. Да, наши дети, они такие...
      А вот с повышенным тоном - беда, беда... Хоть плачь. Сколько уж с родителями своих учеников говорила на эту тему. НЕ ХОЧУ я голос повышать, не хочу!!!!! Но никак иначе. А что родители: "Ой, Надежда Александровна, и дома так! Пока не наорешь..." Но не все же дети только крик понимают. Есть и те, которые и по взгляду поймут... Так что МОЖНО и НУЖНО воспитывать детей правильно. И начинать это нужно делать В СЕМЬЕ!
      Столько уж мной выстрадано. И ведь ругают детей, не зная причины баловства. А вот разговоришься с таким ребенком, усадишь к себе на колени. Раз, второй поговоришь и... Слезы в три ручья - столько боли там уже у маленького человечка... И дома никто не выслушает, и поделиться не с кем... По причинному месту и в угол - вот и все воспитание. (Да и игрушки- планшеты, телефоны и т.п)........

      Удалить
  5. Даже знаю, чем (кем) навеяна статья, имела я сегодня "честь" общаться с парой семей... Ох, пост позже был опубликован, я бы им дала прочитать. Надежда Александровна, хочется пожелать нам всем терпения, а родителям -взрослости и мудрости.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да многим, Анна Борисовна, навеяна. Порой на улице можно увидеть "воспитание" ребенка. Соцсети все в нецензурщине. А ведь это же родители чьих-то детей пишут - все преисполненные гордости за свои речевые обороты, лишь изредка кое в каких местах вместо букв такие значки @ можно увидеть. А виновата во всем школа... Не иначе... Картинки там же с надписями о том, какое сейчас обучение невыносимое, что всему только родители и учат, а учителя просто глупые никчемности (это я смягчаю),да "классов" под этим всем немыслимое количество. Вот и... Почитаешь да и думаешь - а чему учат-то?Неприятно, конечно.
      А порой... Ой, да что говорить. Просто еще раз озвучила свои требования к будущим первоклассникам. Нууу, если уж кто-то из взрослых посчитает, что коль научит своего ребенка элементарным вещам и ему за это памятник поставить нужно, тут уж извините... Все уж как на духу. Терпения, Анна Борисовна... Надеюсь (очень надеюсь), что в будущем учебном году будет много хорошего, что родители будущих первоклассников (и все остальные) не подведут, ведь цель у нас одна: благо маленького человечка.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна! Целый год завязывала шнурки первокласснику. К концу года пыталась научить сама, не хочет. Попросила маму купить новую обувь или научить мальчика завязывать шнурки, (знаю, что на липучках не рекомендуют), но пусть сами решают...
    Подписываюсь под каждым пунктом, Надежда Александровна! Все правильно на 100%!
    Не умеют наши дети уважительно относиться к друзьям, родителям, взрослым. На первом месте "Я ХОЧУ..." Очень трудно работать. Соглашусь, что писать учить детей не надо, главное, чтобы все звуки выговаривали...Конечно, в городе ещё в Д/С с детьми занимаются и психологи, и логопеда, нам на селе с этим труднее :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Ольга Александровна! Ой, а я сразу озвучила - коль шнурки не умеет ребенок завязывать, то и обувь должна быть соответствующей.
      Знаете, в последнее время все четче понимаю, насколько мне повезло с детьми (с моими родными) - и шнурки завязывали, и в школе проблем не было - ни с учебой, ни с поведением (это и в то время, когда я сама НЕ работала в школе). Учителя у моих сыновей замечательные были. Никогда не лезла в процесс обучения, да и "домашку" мои пацаны всегда сами делали. (Это я к многочисленным статусам и картинкам как бедные родители до ночи уроки с детьми делают. Понятия не имею - что там до ночи учить можно, да еще в начальной школе. Может, режим дня пересмотреть нужно?).
      Хоть раз в жизни своих мальчишек похвалить...
      А логопедических и у нас ребят много, но не всем и логопед помогает. Что ж, раз так. Единственное - строго слежу, чтоб таких ребят не дразнили.
      Психологи? В принципе, да. Подспорье хорошее. Но сейчас психолог может протестировать ребенка или беседовать с ним только с разрешения родителей. Хотя своих ребят (школьных) я без проблем по мере необходимости отправляла. Родители у моих казачат хорошие. Воспитанные. Доверяют... ("Раз Н.А. сказала, значит надо!")

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Как же это ВАЖНО, чтобы учитель НЕ повышал голос. И не потому, что "некоторые" дети просто по-другому не понимают, а потому, что "другие некоторые" дети ОЧЕНЬ эмоционально реагируют именно на повышенный тон учителя (в отношении к другим детям).
    Помню, как переживал Ваня в первом классе, когда учительница кого-нибудь ругала (очень корректно, выдержанно, без срывов, но ругала). Все замечания он принимал на смой счёт, близко к сердцу, будто это его ругают. А как-же иначе, ведь "класс-одна семья, все в ответе друг за друга"...
    Те, кому адресовывалась "громкая речь" никак не реагировали (наверное не хватало привычного им дикого ора, мата и шлепков по заднице), а вот другие (не только мой Ваня) очень переживали.
    Помню, как он однажды чуть не расплакался, когда "одна мамаша" при детях наорала на своего сына (за не очень большой проступок. Просто маме казалось, что её сын гений, а учителя недооценивают, а когда узнала, что сын на уроках отвлекается и даже издевается над детьми и пререкается с учителями, что и мешает ему внимательно слушать учителя, а значит выполнять все задания так, как требуется). В итоге мать обозвала своего сына прилюдно придурком и сказала (почти дословно): "Вот я разрешаю Вам (учителю) бить его линейкой по голове! Тресните так, чтобы сразу понял! Дома, пока не тресну - тоже не понимает! Хотите, я Вам письменное согласие дам!!!"
    Дети были в шоке от такого заявления, а учитель ещё больше.
    Что я хочу пожелать родителям:
    - Дети - это ваше зеркало. Они копируют своих родителей на 100%, но некоторые "с кривизной". Если видите, что у ребенка "что-то не так", посмотрите на себя, и всё поймёте (если захотите)
    - Школа - это большой стресс для ребенка, даже для самого умненького, подготовленного и самостоятельного.
    А ещё, предлагаю почитать вот этот рассказ будущего первоклассника о том, как...
    http://ivan-kuni4kin.blogspot.ru/2014/08/blog-post_21.html#more

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Ирина Валерьевна, неспокойная душа Вы наша! Спасибо Вам за эмоциональность и искренность. Пост Ванюшкин прочитала. Тронул до глубины души.
      Что сказать? Все правильно Вы написали... Знаете, очень не хочется вновь столкнуться с извечными проблемами и с нынешними первоклассниками. Надеюсь, что родители услышат и поймут. Много деток послушных, хороших.
      Но вряд ли я позволю "стоять на ушах" озорникам - как на уроках, так и на переменах. И во многом, действительно, ради других детей. Да и ради себя тоже. Каждый раз при новом наборе говорю родителям: "С тех пор, как ваш ребенок переступил порог класса - все! Он уже не ваш, он - МОЙ!" Да, в классе у меня МОИ дети. МОИ, с которыми мы учимся, делим радости и печали... Никто в школе из других учителей или администрации не назовет ребенка по имени или фамилии (того же баловника).
      - Чьи дети балуются?
      - Самойловой!
      - Самойлова, твои дети (твой ребенок)...
      - Ой, а чьи это дети так замечательно стихи читают?
      - Самойловой!
      И так в каждом классе. "Чьи дети?" А они наши. Не Ивановы, Сидоровы, Васечкины, а наши, учительские... И мне очень хочется, чтобы МОИ дети были самые воспитанные, самые умненькие, самые-самые. Просто потому, что я их ЛЮБЛЮ. Просто потому, что они МОИ...

      Удалить
  8. Добрый день, Надежда Александровна. Вы очень четко изложили требования к подготовке будущих первоклассников. Хочется надеяться, что родители Вас читают. Я тоже беру нынче первый класс. Все проблемы, изложенные выше, у меня тоже есть. Всё родителям рассказывала в июне. Реакция интересная - улыбаются. Аргумент один: мы к вам, чтобы построже были с моим. Заранее надеются на то, что если они не могут справиться со своим чадом, то у меня это сразу получится. Одна мамочка просила дать гарантии, что у ребенка все получится и все будет хорошо. В общем, современные родители теперь не спрашивают, чем я должен с ребенком заниматься, как его готовить, уверены в том, что в школе в 1 классе всему научат: и шнурки завязывать, и портфель складывать, и культуре, и...
    С Вашего позволения, мне хотелось бы опубликовать Ваш пост в своем блоге. Может быть мои родители придут и прочитают. СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Владимировна! Читают... Вы знаете, именно в этом наборе у меня особо остро встала данная проблема. Процентов 25 отдают своих детей в казачий класс именно по причине плохого поведения. А ведь причина-то в другом. Как показывает мой опыт, на "шустриков" более всего действуют беседы по душам, похвалы, поддержка, одобрение. Бедные дети, привыкшие к тому, что их постоянно ругают, поначалу очень долго перестраиваются к непривычному для них отношению. Зато потом они душу за тебя отдать готовы. Знаете, буквально несколько дней назад зашла мамочка моего ребенка (уже выпускника). Мальчонка у нее не просто шустрый, а вихрь. Были очень и очень большие проблемы с другим учителем. А мы вот как-то с ребятенком нашли общий язык. И ругались, конечно, с ним, и обижались друг на друга... Так вот родительница эта зашла по причине... "Надежда Александровна, можно, я Вас обниму? Нам так Вас не хватает!" И мне не хватает...
      Ой, да... Просят "построже" часто. Так ведь мы - не карательный орган. Просто если бы у родителей было бы побольше терпения, то они бы поняли, почему возникли проблемы с поведением ребенка. Начинаешь работать с такими детками и через некоторое время они привыкают и не нужен крик, все понимают по взгляду... Жаль, что для этого нужно немало времени - иногда год, полтора, пока психика ребенка перестроится. А вообще, конечно, порой и больше. Обычно к середине третьего класса и весь четвертый голос на уроках не приходится повышать вообще. И так легко тогда работать!!!!!!!!!!!!!!!! Прям душа поет!
      Да, пожалуйста, публикуйте. Если со ссылочкой, то буду только благодарна. Успехов Вам!

      Удалить
    2. Спасибо, Надежда Александровна!
      Прочитала Ваш ответ и вспомнила своего "шустрика". Попал ко мне после 1 класса из другой школы. Одна большая проблема. Сначала была просто беда. Помню, что после месяца учебы с ним, попросила родителей: Давайте что-то делать, уроки вести просто нет никакой возможности. Готова учить его одного после уроков, бесплатно. Мама приняла мои доводы. Было оформлено индивидуальное обучение на год. Это был год притирок друг к другу, год узнаваний, год привыканий к школе. Ему очень хотелось учиться с детьми. Говорила, все в твоих руках, надо себя учиться контролировать. Подействовало. Стал потише. Меня слушается. Всяко, конечно, бывало. Иногда срывался он, иногда срывалась я. Но в 3 классе стал приходить на уроки уже со всеми, так сказать на пробу. А в 4 пошел как обычный ученик. Страшный лентяй, но очень не глупый ребенок. Заводила, скрытый лидер. Ему надо было доверять. Я это делала. Конечно, шкодил. Но всегда признавал свои ошибки. На выпускном мама тоже меня расцеловала и сказала: Спасибо! Мы Вам поверили. Мы поверили в то, что наш сын нормальный.
      Теперь вот переживаю, как он будет в 5 классе. В средней школе таких учеников понимают далеко не все и не всегда. Мальчик это чувствует. Как сложится его судьба?...

      Удалить
    3. Ой, да, Елена Владимировна!
      Знаете, вчера в трамвае встретила коллегу с прошлого места работы. Разговорились. Сначала за работу, конечно же. Потом махнула я рукой и спросила ее о семейном. Внук И.В. в этом году идет в 1 класс. А у меня глаза на лоб: КАК?!!! Ведь вроде только же... Семь лет почти вот прошло с того дня, как у И.В. появился внук. Просто поразилась тому, что за эти годы наши проблемы остались такими же - дети, родители, КТП, РП и т.д. Ничего не изменилось в жизни учителя. Разве только, что труднее стало - появились электронные журналы, тех.карты и ВПР. Просто поняла я вчера, что мы, учителя (по крайней мере я уж точно), живем как бы "вне жизни". Мы обитаем совсем в другом пространстве и измерении. Там, где бьются детские сердца... Там, где из года в год проживается своя, особая жизнь, ритм которой задает стук детских сердец. Там, где ярче солнца сияют детские глазенки. Там, где радость и слезы. Там, где падения сменяются взлетами. Там, где наивысшее счастье - успехи и победы твоих учеников...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна!!! Очень нужное и важное сообщение!!! Дай да Блог всем увидеть и услышать сказанное!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Да уж, да. Посмотрю теперь в начале сентября - кто читал, кто готовился к школе. А то что-то мы тут всё обсуждаем, а так бы хотелось увидеть комментарий: "Н.А., все прочитали, поняли, спасибо, готовимся!"

      Удалить
  10. Надежда Александровна, здравствуйте!
    Вот читаю Ваш пост и думаю: всё то же самое - к пятиклассникам.
    Многие учителя начальной школы (по крайней мере, мне попадались и немало) уверены, что страшнее первоклассников нет никого! А я в ответ могу сказать, что и с пятиклассниками работа не сахар. Тоже нужно всему учить. И это уже даётся труднее: ведь в начальной школе ОДИН учитель, а в пятом классе... И на классных руководителей родители обижаются: нет такого внимания к ребёнку, как им кажется. "Вот в начальной школе...". Да, в пятом классе мы получаем готовых учеников: они умеют читать, писать, считать. И этому НАУЧИЛИ учителя начальной школы. Я всегда удивлялась: КАК МОЖНО 30 ЧЕЛОВЕК НАУЧИТЬ? Памятники всем вам - при жизни!
    Но и в пятом классе - урок прошёл, и струйки пота по спине... Дети полгода привыкают к разным учителям, к разным требованиям: у кого твёрдый голос, у кого - мягкий, где можно пошевелиться, где - строгая армия. Все мы разные.
    А готовить к школе должны сегодня не столько детей, сколько родителей. Всё им кажется, что учителю без одного-другого-третьего обойтись нельзя (пример - дочь окончила первый класс, активность родителей зашкаливает), не так учат, не так объясняют, не так тетради проверяют, не те домашние задания задают...
    Да и себя вспоминаю в прошлом году: я мама первоклассницы, задающая себе несколько сотен вопросов: "Справится ли Лиза без меня?", "Не будут ли её обижать?", "Сможет ли она беспрепятственно ходить в туалет?", "Как она будет вести себя при неудачах? и пр.
    Самое главное, Вы верно отметили, - ДОВЕРЯТЬ учителю. Всё будет хорошо, если учителю доверяют.
    Так хочется, чтобы и в пятый класс вели детей и доверяли учителям. А у меня в памяти один разговор, свидетелем которого я стала уже более 10 лет назад: "Вы почему без цветов?" - спрашивает одна женщина другую (дети - пятиклассники). "Вот ещё! Это в начальной школе у нас одна учительница, а здесь... И что, всем цветы дарить? Да и классный руководитель не будет ВСЕ уроки вести".
    Вот так... К цветам отношусь сдержанно. ВСЕГДА. Потому что приходится видеть иногда лица родителей, которые смотрят на тебя...
    Спасибо, Надежда Александровна, за поднятую проблему. Самое главное, как всегда у Вас, искренне, честно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, Ольга Николаевна, как же я поддерживаю все Ваши слова. И про детей, и про учителей, и про цветы... И так обидно, что родители практически не вникают в школьный процесс. А самое жуткое, что родители уверены, что в школе ребенка ничему научить не могут, чтобы добиться чего-то надо обязательно заниматься "с посторонним, знаменитым" репетитором. А сами (родители) даже домашнее задание не проверяют (не находят времени).

      Удалить
    2. До, Ольга Николаевна! Проблемы всегда были. И самая больная из них - отсутствие взаимопонимания между учителями и родителями. Нет взаимопонимания - беда. Своих четверашей передала "с рук на руки" классному руководителю 5 класса. Очень надеюсь, что все у них сложится. Волнуются родители, волнуется и учитель.
      Туго молодым учителям сейчас в школе. Знаю девочек, которые приходят после колледжа или ВУЗа уже испытывая страх перед тем, как отреагируют на них родители.
      Ничего, все приходит с опытом. Доверие учителю - и все будет отлично! Хотя вот всегда говорю родителям своих учеников: "Я бываю неправа, да. И если Ваш ребенок вдруг почувствовал дискомфорт или его что-то тревожит в моем поведении, отношении, пожалуйста, подходите, говорите, не держите все в себе. Я буду пересматривать свое отношение, свой стиль общения..." И т.п. Ничего, подходят, говорят, коль что не так, находим компромисс.

      Удалить
    3. Ох, Ирина Валерьевна! Но есть же и другая сторона медали. Знаете, мне очень тяжело давался мой третий класс (нынешний). Ничего, сейчас практически полная гармония (за единичным исключением, и это действительно, 1 родитель из всего класса. Но там на класс ниже другой их ребенок учится, ситуация аналогичная).Жаль, конечно. Хотя лично я бы поступала так - не устраивает учитель, переведите в другой класс, да и дело с концом. Чего ж мучится-то?
      А так. Не знаю - у меня мощная группа поддержки (скажем так). Уже только за лето привезены новые горшки под цветы, закуплена земля (будем пересаживать цветы в горшки одного цвета), приобретены новые вешалки в класс, шторы для затемнения на второе окно (мультимедийку солнце забивает, одного теневого не хватает), назначены родители на генеральную уборку перед натиркой полов в классе и ждут только моего звонка.Так что лично мне грех жаловаться на родителей. Как правило, приходят по первому звонку: "Да, Н.А! Сделаем, Н.А! Поняли, Н.А! Примем меры!"
      Да и сообщение это я писала в общем и целом лишь для того, чтобы помочь родителям увидеть возможные ошибки в воспитании детей. Пока еще есть время. Ну, а не прислушаются - получат на первом же родительском собрании. Я ж не только с детьми строгая бываю, но и с родителями тоже. Но они у меня молодцы всегда - я их ругаю на собрании, а они терпят. Потом, на выпуске ужо, признаются некоторые, как боялись меня, но обнимают и благодарят.
      Оно в семье всякое бывает. А мы ж родненькие. Как ни крути, никуда нам друг от друга не деться. Да и родителям куда деваться, если дети, увидев меня, несутся с воплями: "Маааамааа Наааадяяяяяяяяяя!!!!!!!" Только терпеть им меня и остается...

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Александровна! Пост понравился и комментарии вдохновили :)
    Я тоже нынче первоклассница. Только собрания не было, приказа о зачислении в первый класс тоже еще не было. Ждем август.

    Уж очень я привыкла к четвероклассникам, а тут бац! и опять "вторая смена", как говорится в одном известном фильме.
    Смена будет первая, конечно, но самой надо будет перестраиваться на шнурки-сопли-хочу домой к маме. Много детей домашних. Меня больше тревожат не шнурки, а шапки: мы гуляем после второго урока каждый день, а шапки надеваем уже со второй недели сентября. Завязываешь по штук пять-шесть, а потом развязываешь ))) Пока не раздражает, но занимает драгоценное время. На прогулку остается минут 10-15.
    Сделаю ссылку на сообщение в блоге. Вдруг будущие уже заходят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Да уж... Мамки-няньки, а не первоклассные учителя. Мы тоже гуляем, но нам проще - погода все ж теплая держится у нас довольно-таки долго. А то пока всех оденешь-обуешь, завяжешь-развяжешь, так и...
      У меня класс практически сформирован. Нам иначе нельзя - форма. Опять будут казачатки. Не представляю, конечно, что будет. Но мне полегче, чем Вам. 1 класс у меня был всего 2 года назад, так что отвыкла не сильно. Набор вроде как ничего идет, много очень хорошо подготовленных деток. Много девчоночек в классе, умненькие (вела подготовку, знаю). Ну, есть, конечно, и бандиты, из которых придется растить если уж не атаманов, то настоящих казаков точно! Какие они все? Как все сложится? Туговато будет поначалу. Но ничего, притремся, прорвемся! Успехов Вам!
      Кстати, много ребят ожидается в классе?

      Удалить
    2. Ожидается много... В прошлом году классы по 30-32 ребенка. В этом году хотят пять классов по 25, но уже точно знаю, что меня это не касается. Пока в предварительном списке 28. Будем прорываться ! :)

      Удалить
  12. Здравствуйте, Надежда Александровна! Этот пост нужно не только родителям будущих первоклассников читать, но и воспитателям. Спасибо за полезные советы, да еще и неформальные, а выстраданные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Стараюсь заранее облегчить себе жизнь. С первоклассным народом не заскучаешь. Меж тем абсолютно нет никакого желания ходить с сорванным голосом. В классе детей будет много (на сегодняшний день уже 28 и, судя по всему, это еще не предел; ожидается как минимум 30, если повезет, конечно, то на этом остановится, а ....) Единственное желание на сегодняшний день - чтобы все будущие казачата пришли в школу готовые как положено. Мероприятий важных и ответственных на будущий учебный год планируется немало. И вот нет никакого желания бегать средь толпы народа вытаскивать пальцы из носа, завязывать шнурки или орать как кот, которому прищемили хвост. Так что готовлюсь, Ольга Анатольевна, вновь в 1 класс. По-серьезному...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере