11 июня 2015 г.

Nostalgie

Сегодня с ребятней ходили в парк "Солнечный остров". Но об этом я расскажу позже... И почему-то сегодня, глядя на зелень листвы, синее небо, я вспомнила "Ивушку". Был такой лагерь труда и отдыха у нас в Краснодаре. В городе 4 округа. И вот каждое лето ребята от 14 до 17 лет выезжали туда, с утра до обеда работали в садах, а потом отдыхали. Жили в домиках, условий особых не было, но было весело! Каждый округ заезжал в свое время. В 2012 году я работала в школе Центрального внутригородского округа. И вот меня назначили начальником лагерной смены. Так получилось. Не могу сказать, что я горела особым желанием - шутка ли дело 200 детей...Но отказы, как все знают, у нас не принимаются. В 2012-м мы открывали летнюю смену, т.е. заехали первыми из всех округов... Открывались весело. Когда настал торжественный момент: "Слово предоставляется начальнику лагеря...", я вышла... с гитарой.
Отшумели звоночки школьные,
И заброшен учебник последний.
Мы уехали все из города,
Мы уехали в лагерь летний.
   На три недели, Краснодар, прощай!
   Сегодня мы приехали сюда.
   Здесь "Ивушка" нас встречает -
   Лагерь отдыха и труда...
Песню писала к открытию лагеря.
Воспоминаний много. Недосыпали, конечно... Все было... Но говорят, что таких смен за всю историю существования "Ивушки" никогда не было. Ни одного ЧП, ни одного замечания за всю смену. Жили очень дружно...
Помню, И.М. Гамзаев (тогда директор Департамента образования), обращаясь к директорам школ и остальному начальству, сказал: "Давно у нас зрела идея поставить одного начальника лагеря на все 4 смены. Я так думаю, мы его нашли"... Нет, я не обольщалась на свой счет. Я знала, что такое, такие лагерные смены, бывают один раз в жизни.
Не знаю, как все сложилось бы, но... Это был последний год в истории "Ивушки". Землей, на которой располагались лагерные постройки, владел ЧП. К лету 2013-го , как говорят, он благополучно продал землю каким-то застройщикам. И все. Нет больше ЛТО... Не будет больше по утрам перемазанных зубной пастой (или зеленкой) ребят, не будет веселых вечерних дискотек, не будет крепкой лагерной дружбы...
В ночь перед закрытием лагеря я написала ребятам песню. Конечно, расставались туго...
Те дни я до сих пор вспоминаю как самые счастливые в своей жизни. И уж точно никогда не забуду слова мальчишки из 48-лицея, который на вечерней отрядной свечке (собирались вечером в своем домике со своим воспитателем, от нее-то я и узнала о сем факте, зажигали свечку и, передавая друг другу, проводили своеобразную рефлексию - что запомнилось за день и т.п.) сказал: "Какой у нас начальник лагеря классный! Эх, был бы я чуть-чуть постарше, я бы обязательно на ней женился!"
Когда-то я записала эту прощальную песню. Немного, как всегда, со сбоем, но... Уж как есть... Сегодня пересмотрела фотографии с "Ивушки"... Жаль... Золотое время было...
А это песня, которую я пела ребятам на закрытие лагеря... Тогда мы еще не знали, что больше никогда не соберемся вместе... Что никогда больше в нашей жизни не будет такого огромного светлого счастья и настоящей дружбы детей и взрослых...


26 комментариев:

  1. Надюша Александровна,здравствуйте!Поверите ли,что и я испытываю ностальгию,глядя сейчас на детвору? В "Ивушке" и я однажды работала,но давно.Дали самый сложный класс,но что-то я не почувствовала их вредностей,видимо,из-за того,что работала наравне с ними,отдыхали и веселились вместе.Классный руководитель не узнала своих "оторвил".А дети меня зауважали и "вытворяли" в меру.Да и заняли первое место.
    Бытом ребят не запугать ни тогда,ни сейчас!Думаю,что летних воспоминаний у нас и наших коллег тоже будет много.Это уже светлая грусть по прошедшему времени,которая так слышится в вашей песне...Не исключаю,что ваши подопечные её будут помнить долго.Не грустите,вон рядом с нам сколько очаровательных карапузов!
    С уважением к вам и вашей работе.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Утро доброе, Елена Анатольевна! Ваши комментарии всегда приятно читать, настолько они полны и мудры. :)
      Карапузы, да... Есть. И все ж я порой думаю, что начальная школа - это немного не мое... Со старшими детьми мне работать гораздо интереснее.... Почему-то...

      Удалить
  2. Надежда Александровна, добрый вечер! Спасибо за рассказ, вспомнились мои "лагеря труда и отдыха", ездила с учениками, когда работала в школе. Да, это совершенно особая атмосфера, и дружба, и творчество, ну и не без нервов)) Песня очень душевная...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, здравствуйте! Жаль, что все уходит в прошлое. Все под бизнес, все под стройки. И не покидает ощущение, что нынешняя молодежь лишается чего-то важного, главного...

      Удалить
  3. Вспоминаю свой ЛТО, вот где проявлялись все лучшие и ... качества человека. Многому научилась в те далекие советские времена. Да, сейчас ЛТО разительно отличаются от тех, но товарищество, дружбу и взаимовыручку именно здесь можно проверить. Песня очень тронула

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Увы, но ЛТО исчезают. На месте "Ивушки" началось строительство, снесены постройки, вырублены почти все тополя... Возможно, что так проще для всех, но ощущение, что ушло что-то важное, не проходит...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна! Мне мама и дяди тоже рассказывали о таких трудовых лагерях. Я всё думал: наверное это интересно, раз столько воспоминаний. Не знаю, хочется ли мне побывать в таком лагере, но, наверное, да.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй Иван! Уверена, что тебе бы понравилось! Знаешь, сколько творческих вечеров мы проводили, сколько (извини) "убойно-угарных" мероприятий, где со смеху катались и дети, и взрослые?! А любовь? :) Ох, эта любовь, всенепременно возникающая в лагерях...
      А еще был у нас день самоуправления. Вот мы с учителями и организовали 5-й отряд. Детей предупредили, чтоб на чеку были. Ха-ха-ха. Промухали. :) Были у нас в лагере лицеисты. Хорошие ребята, но нерв своей "элитностью" подматывали. И вот в ночь самоуправленческую пробралась я в их домик и разрисовала их всех зеленкой (в силу своих художественных умений). А физрук наш на "шухере" стоял. А что? Полномочия начальника лагеря на сутки с меня были сняты (пусть и неофициально), так что я с радостью окунулась в детство. А с лицеистами мы потом до конца смены дружили крепко!!!
      Ой, Вань, классное веселое время было!!! ...

      Удалить
  5. Добрый день, Надежда Александровна! Прочитала Ваше Nostalgie. Всё больше мы говорим о том, что было настолько мудро и правильно, и как жаль, что это ушло, не задержалось... Наверное, и не вернётся. Грустно... Кажется, что мы не вилах что-то изменить...
    Всё равно, Вас с Днём России!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый-добрый, Татьяна Николаевна! :) Усталость вселенская скопилась... Ай, что сейчас? Бизнес, деньги, бездушие, одним словом...
      С Днем России и Вас! Хай будэ грэчка! (Поговорка в моей семье была такая)... Пусть все будет хорошо!
      И вопрос на засыпку: куда пропала наша Ирина Петровна?

      Удалить
    2. Ирина Петровна наслаждается общением с родными, занимается обустройством двора, сегодня мы виделись, прошлись по посёлку. Общение с Ириной всегда очень интересное, не можем наговориться. Немного отдыхает от компьютера. В общем, всё хорошо!

      Удалить
    3. Понятно, спасибо! Привет "Чукотке"! Пусть отдыхает! (Но и про нас не забывает! ;) )

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна! Спасибо за рассказ и песню. Всегда трудно и грустно расставаться с тем, что прикипело к сердцу. Но, к сожалению, вся наша жизнь состоит из встреч и расставаний... Зато у Вас, Надежда Александровна, остались такие светлые, чудесные воспоминания...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анна Владимировна! Хорошо, коль есть что вспомнить. А вспомнить хорошее - вдвойне хорошо. Наверное, не хватает сейчас этой дружбы, сплоченности, единомыслия.... Счастливое время! :)

      Удалить
  7. Доброе утро, Надежда Александровна!
    Читала, слушала песню, а перед глазами были воспминания своего вожатского прошлого. Ещё будучи студенткой два года подряд все смены проработала в замечательном лагере от НИИ "Астрофизика". Действительно, атмосфера и отношения были потрясающие, душевные, мы жили одной семьёй. ТАКОГО большего не было...А жаль!
    Огромное Вам спасибо за прекрасные воспоминания, за изумительно душевную песню. Не утерпела, достала чёрно - белые фотографии.
    Буду сейчас ностальгировать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Люблю рассматривать черно-белые фотографии. К сожалению, с моими постоянными переездами все семейные фотографии хранятся у родственников. А так хочется иногда посмотреть, вернуться в счастливое время...

      Удалить
  8. Надежда Александровна, чем больше я читаю Ваши посты, тем больше я радуюсь нашему знакомству! Вы очень душевный человечек, с которым приятно общаться. А Ваш детский задор всегда будет притягивать к вам ребятишек и взрослых. Спасибо :x

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Виктория! Спасибо-спасибо! :) Даже не знаю, что и ответить! :-/
      Все, наверное, зависит от окружения. Доброму человеку все добрым кажется! ;)

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна! Читая ваши впечатления от "Ивушки", вспоминаю и свое время. ВРЕМЯ НЕ ДОГНАТЬ (НЕ ВЕРНУТЬ!) !!! А поете как хорошо под собственный аккомпонемент. Спасибо за разговор по душам. С праздником! Счастья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Галина Ивановна! не догнать, не вернуть, но вспомнить приятно! ;) Удивительное дело - спала урывками, по 3-5 часов в сутки. В основном, когда дети были на полях и часок-другой под утро. И местными пугали, и за своими архаровцами следить было нужно... Но усталости особой не было... Душа что ли отдыхала?..
      С праздником!

      Удалить
  10. Песня какая душевная, Надежда Александровна... Тоже вспомнила, как работала в лагере на море вожатой, как "сроднилась" с ребятами своих отрядов, как тяжело было и грустно раставание... Действительно, nostalgie...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Анна Анатольевна! А для меня мечта поработать вожатой на море так и осталась мечтой... Хотя как знать? Какие наши годы? :D

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Действительно - такое бывает только раз в жизни! Я думаю, что ребятам запомнилась та смена в трудовом лагере на всю жизнь!
    P.S. А Вам очень идёт длинная чёлка! ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! А мне кажется, что мне очень идет быть принцессой! Где я вся такая накрашенная, на земле сижу... Ой, и веселились мы. Это мы детям сказку показывали... Царем врача лагеря нарядили... Героев много было... Дети покатом лежали...

      Удалить
  12. Надежда Александровна, здравствуйте! Простите мерзавцев, со всеми прошедшими вас праздниками, хотя это , я думаю, не главное. Прочитали об ,, Ивушке,,. Уже четыре года ездим с Юлькой на ипподром, я ей рассказываю, что вот там у нас был трудовой лагерь, где мы с удовольствием трудились, вот здесь были черешневые сады, вот здесь яблоневые... Остатки яблоневых были еще в прошлом году, теперь нет и их, зато растут дома высоченные и глазу не на чем остановиться... и отношения становятся другими... Пришла мне бредовая мысль-вот было бы здорово, если бы классный руководитель был бы у детей все одиннадцать лет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогие мои Янтаревы, здравствуйте! Ну, что ж это вы о себе так грубо? Не нужно. Вы - замечательные!
      Вот и меня пугает, что дома растут, а яблоки, да и остальные овощи-фрукты все чаще употребляем (в связи с предоставленными товарами рынка) импортные. Жаль...
      Да, привыкаешь к детям. Жалко их отдавать в чужие руки (не всегда надежные :) иль то так кажется из зависти к тому педагогу, что с ними потом, после тебя...) Эх, дети, наверное, уже вырооослиии!...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере