21 мая 2015 г.

Писать красиво нелегко? Итоги первого года обучения

Вот и заканчивается первый год обучения в школе для моих первоклассников. Каким он был? Для меня нелегким, это уж точно. Сейчас глупо смотрю на монитор, а умные фразы так и не спешат появиться в моей голове. Выдохлась. Выложилась...
Сейчас мысленно благодарна блогу. В течение года публиковала работы своих малышей, и теперь мне легче отследить результат работы, проанализировать все плюсы и минусы.
Сегодня провела с ребятами последнюю, итоговую работу по русскому языку. (Есть у меня в классе такие тетрадочки, "срезовые", где поэтапно можно проследить уровень сформированности письменных навыков у детей). Конечно, пишут уже быстро и многое подзабыли. Дашуня у меня сегодня спрашивает:
- Надежда Александровна, а как Вы так красиво пишете?
- Здрасти, приехали! А повороты? По прямой - нажим, закругление - отпускаем. Забыли?
- Ой, и правда! Забыли!!!
Просматривала сегодня работы ребят и явно видела, не заглядывая в журнал, кто и на каком этапе обучения письму из детей отсутствовал. И в очередной раз поняла, что ни один родитель не сможет научить ребенка писать так, как нужно. Только с учителем, только все вместе. Как учились писать мы - крючочек в крючочек, буква в букву, строчка в строчку, соединение в соединение. "РАЗ-И!.. ДВА-И!.." Под счет, все вместе... Понимаю сейчас, что дала своей ребятне все, что могла.
Появился у меня в классе в четвертой четверти новый ученик. Хороший, смышленый мальчонка. А вот с письмом - беда. Единственное, о чем жалею, так о том, что не пришел он ко мне в класс хотя бы в начале 2-й четверти. Уже бы писал. А пока только карандашиком, хроменько, но старается. Мои пишут все - и левши, и правши, кто-то лучше, кто-то чуть хуже, но читабельно. Рада и тому, что научились сравнительно аккуратно делать исправления (учу исправления сразу делать ручкой), да и переносят слова почти все дети правильно.
На итоговый урок сегодня дала ребятне самое обычное упражнение из учебника:


Правда, немного усложнила задание. Полученные предложения попросила еще и записать.Что ж? Справились...







На данный момент у меня в классе 26 детей. Здесь работы всех присутствующих в классе на сегодняшний день (24). Если посмотреть на предпоследнюю фотографию, то слева можно увидеть работу ребенка, очень часто отсутствовавшего на уроках в течении 1 и 2 четвертей по причине болезни. На последней фотографии слева - работа ребенка, о котором я писала выше. И вот глядя на эти (и не только) работы (а это труд) детей, я понимаю, что первый год обучения в жизни ребенка очень важен. И не менее важно учить детей изначально писать правильно. Пусть и в обход методических рекомендаций, предложенных программой.
В общем и целом я довольна результатом своей работы и умениями детей. Кроме умений, у моих первоклассников есть еще и знания. И очень уж смешно (извиняюсь, но правда) мне слышать от моих детей  (= учеников), что любимый предмет у них русский язык (не физкультура, не рисование с музыкой, а русский!) С математикой у нас тоже все хорошо. Просто пишу о русском и обучении детей письму чаще. Слишком уж это больная тема в современном мире.
У третьеклассников моих в тетрадях тоже чистота и порядок. Но об этом уж в следующий раз...
Завтра спрошу у своих балованных первоклассников:
- Легко ли писать красиво?
Интересно, что ответят? Но почему-то кажется, что ответят что-то вроде:
- Легче легкого! Только стараться нужно!

35 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Ждала работы Ваших первоклассников! Интересно было посмотреть :) Отлично потрудились! Закупила тетради для своих, буду пробовать, но летом самой придётся прописывать :). У меня сразу вопрос, а как на доске Вы прописывали элементы и буквы? У Вас доска разлинована или Вы сами делали разлиновку? А может документ-камеру использовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Прихромнуло качество фотографий в фотоколлаже, но давать 24 работы крупным планом посчитала ненужным. Собственно говоря, общий смысл понятен. Пишут так, что прочитать можно. ;) ВАМ признАюсь честно - смотрю на некоторые работы ребят, и зло берет. Умненькие детки, а вот родители было войну со мной затеяли. Тихую такую, молчаливую. Просто поначалу игнорировали все мои просьбы и требования. А теперь что? Схватились, поняли, что я права, но поздно. Хромает у детей почерк, хоть плачь.
      Доска у меня?.. Маркером черным (специальный такой) просто разлиновала доску в узкую линию (вот, до конца года хватило), а дополнительные косые разлиновывала перед уроком от руки цветным мелком (иной раз и по нескольку раз за урок). Трудно, а что делать? Писали. Документ камера? У меня мультимедийка немного неудобно в классе висит, а потому пользовалась камерой только когда клеточки в тетрадях по математике отсчитывали и проч. А русский только с доски. Но у Вас малое количество детей, а потому вполне может получиться. (Мне просто самой неудобно было). Сколько у Вас первашей планируется в этом году?

      Удалить
    2. Пока лежит 5 заявлений, но возможно еще 2 неорганизованных будет, но посмотрела из 5 ребятишек - 2 левши. Раньше я всегда перед уроком разлиновку делала, поэтому не привыкать - справимся :-)

      Удалить
    3. В последнем коллаже верхняя левая фотография - работа левши. Как видите, очень и очень прекрасно пишет ребенок. Так что не пугайтесь заранее. Все получится!

      Удалить
  2. Надежда Александровна, хороший результат! И очень радует тот факт, что детям нравится русский язык :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Виктория, спасибо! Во втором классе постараемся застабилизироваться и улучшиться. :)
      А откровенно, моя совесть спокойна. Я дала детям все от меня зависящее. Конечно, за лето расслабятся, подзабудут все. Но наверстаем... Еще три года начальной школы впереди...

      Удалить
  3. Здравствуйте,Надежда Александровна,давно веду партизанское движение в Вашем блоге.:)Очень больная тема для меня- каллиграфия.У меня 4-класс,взяла я его во 2-ом.Писали аккуратно и правильно единицы.К сожалению, о Ваших поисках в этом направлении прочла только после нового года и сразу же взяла на вооружение тетради в частую, косую линейку.Решила провести эксперимент.Выдала тетради.Но эксперимент не удался.Может быть, потому что, объемы большие и ошибка моя была в том ,что заново мы хором не учились(время жалела).Думала, сами собой,будут ориентироваться.Очень бы хотелось попасть к Вам на урок, на мастер- класс.Может, проведете среди блогеров? :))я бы с удовольствием вместе с Вами, хором ....выставку литературы еще можно организовать тетради, прописи...(хотя , наверное, эта тема вызывает интерес только у начальной школы) СПАСИБО ВАМ, за Ваше творчество, талант и упорство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Вячеславовна, здравствуйте! Изрядно рассмешили Вы своим "партизанским движением". :-bd Понимаю Вас с провалившимся экспериментом. Ой... Видела я работы учеников. которым просто выдавали такие тетради. (Как-то писала об этом). Да, тогда, увы, результата нет... А время? Ой, как же жалко его, Вы правы! Мне повезло, что я третьеклассников своих с сентября взяла. Это СТОП-УРОК (для себя его можно окрестить так) полный. Да. Времени много уходит. Но оно того стоит. В четвертом уже поздновато...
      А что? Я за!!! У нас в 53-й можно собраться. У меня в кабинете, с моей ленточкой букв. Все покажу, расскажу с радостью (раз уж интерес есть ;) ) Вряд ли ошибусь, если предположу, что и Анна Борисовна только рада будет гостям. На когда назначаем сбор?
      И спасибо за теплый отзыв и высокую оценку нашей с детьми работы. Очень отрадно. :)

      Удалить
    2. А нам, пожалуйста, видео урока запишите :-) Я тоже хочу на мастер - класс!

      Удалить
    3. Так, так,так, бегу к Лилии Павловне в блог с горячей новостью!!!!!!!Урра!Держу кулаки , чтобы все случилось.

      Удалить
    4. Наталья Вячеславовна, а Вы в каком месяце хотели бы встретится? Я так понимаю, в этом году вы набираете первый класс? У меня, в принципе, не планируется никаких поездок этим летом, а потому сориентируюсь на пожелания Ваши. :)

      Удалить
    5. А Лилия Павловна видео любит записывать..... ))))))))))))))))))

      Надежда Александровна, приглашайте нас, если захотите! Думаю, много коллег блогеров из начальной школы, садиков, да и просто для себя - будут!!! ))))))))))))))))

      Удалить
    6. Вот и оператор нашелся! :) Даже рассмеялась. Что ж, так тому и быть. Осталось определиться с датой и собраться с мыслями!

      Удалить
    7. Надежда Александровна, Научите меня красивому письму :( Пожалуйста :)
      Здравствуйте, если будет такой мастер-класс то тоже приеду. Можно?

      Удалить
    8. Доброе утро, Иван! Как учить девятиклассников, я и не знаю. ;) Но если согласишься пройти экстерном курс 1 класса, то всегда пожалуйста! :)
      *** Конечно, Ванюш, я очень тебя буду ждать. Кстати, а у тебя случайно нет метронома? Для таких взросленьких деток :) отрабатывать навыки красивого письма будет лучше под метроном. Правда, я эту методику еще не пробовала "в живую", но испытать ее, думаю, нужно.

      Удалить
    9. Надежда Александровна, я, действительно ,набираю первый класс.Все , что от меня зависит отложу, буду на этой встрече.Единственное, хотелось бы в Ольгинку с коллегами съездить.Это самый конец июля.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Борисовна! Удивили. У всех (почти у всех!) почерк одинаковый: ровненький, плавненький и еще не раз - нький..., одним словом, мне понравилось, что у каждого ребенка настоящий разборчивый по своему индивидуальный, но хорошо поставленный почерк. Считаю, это очень важно - научиться этому изначально. У Вас получилось. Спасибо Вам и детям! Они постарались, не подвели Вас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Галина Ивановна! Спасибо!
      Иной раз вздыхаю тяжко, глядя на писанину своих трудяжек, а иной раз плакать хочется. :) Именно этот свой набор я учила писать по-своему, выбрав из всех возможных методик наиболее доя меня приемлемые методы и приемы. Плюс привнесла что-то свое. А потому, конечно, очень ожидала, что получу на выходе из 1 класса. Пока успешно, но, как всегда, хочется немножко более, чем есть. Надеюсь, что ко 2 классу писать не разучатся (за лето-то ;) )

      Удалить
  5. Ох, нелегкая эта работа, из болота тащить...
    Да, детки, Надежда Александровна, безусловно скажут, что легко. А какой титанический труд проделан педагогом?!!! От всей души говорю: "Спасибо"
    А уроком можно и поделиться, ведь для того и блоги у нас есть, чтобы быть полезными друг другу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Анна Борисовна! Сегодня разговаривала (по телефону, конечно) со старшим сыном. Говорили о жизни... Конечно, не хватает собственного угла, а в остальном... У меня такое ощущение, что я только начинаю жить, и потихоньку привыкаю не бояться сделать вдох. Наверное, мне вот такого доверия, вот такой свободы, какие я получила в Вашей (теперь и немножко моей уже) школе, мне не хватало всю мою жизнь. Хорошо-то как... И ведь есть результат... Справились дети, молодцы!
      На сколько я поняла, коллеги просят очный мастер-класс в нашей школе. Думаю, что после лагеря организуемся?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна! Мне понравились тетради, практически все детки потрудились и это видно. По поводу родителей, которые игнорировали ваши требования, пусть пеняют на себя, кому они хуже сделали, своим детям, вот пусть и радуются, а то гонора много, а мозгов нет! Кого тогда слушать, как не первого педагога и внимать каждому его слову, я так считаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Владимировна! Да, есть застарелая боль. Как-то занозой во мне чистописание засело, а потому остро реагирую на все, что не по мне. :) Многие родители очень стараются, конечно. Одна мамочка заставила своего ребенка всю тетрадь переписывать, а исписано было больше половины. С тех пор в тетрадях полнейшая чистота и порядок. :) Жалко порой бывает деток, а что делать? Лучше один раз и навсегда научить, чем потом всю школьную жизнь страдать от криво написанных строчек и, как следствие, низких оценок.

      Удалить
  7. Добрый вечер, Надежда Александровна!Продолжаю восхищаться тетрадочками ваших детишек ,а прежде всего Вашим трудом, профессионализмом, упорством и терпением. Я обошла практически все магазины города, а о таких тетрадях и не слыхали и не видали предприниматели. Одна согласилась помочь, попробует заказать в Челябинске.Может повезет.И очень хотела бы к Вам попасть на мастер-класс, но пока невозможно.Вы нам, пожалуйста, видеоролик выложите.Очень буду вам признательна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Бахткалеевна! Спасибо за интерес к нашим скромным подвигам :) и теплый комментарий! Признаться, когда начинала работу по обучению детей письму именно вот так, то не думала, что она вызовет такой интерес и отклик. Почему-то всегда казалось, что только у моих учеников проблема с почерком. Вот и стала целенаправленно искать решение проблемы. Рада, что мой опыт кому-то может пригодиться. Честно говоря, я никогда не давала мастер-классы, а потому, коль народ соберется, просто расскажу, что и как я делала. Конечно, попробуем записать на видео. Надеюсь, что все получится. :)
      А тетради, я думаю, заказать получится. Я Вам там ранее писала адреса издательств, отвечая на ваш вопрос. Все они в Москве находятся. Но вы уж читали. наверняка...

      Удалить
    2. Доброй ночи,Надежда Александровна! Спасибо Вам большое! Попробую созвониться!А проблема с почерком-это вечная проблема.Когда есть такие профессионалы своего дела, как ВЫ-это уже не проблема.Удачи Вам! Классных каникул!!!!

      Удалить
  8. Александра Крючкова22 мая 2015 г., 23:08

    Добрый вечер, Надежда Александровна! Спасибо Вам за терпение, внимание, понимание, за труд, который вкладываете в детей. А мы с Кириллом летом будем писать, писать и ещё раз писать, дома запас тетрадок в доп. косую линейку, так что во 2 классе уже будем писать ручкой. Но и хочу сказать, что почерк всё-таки стал более менее разборчивым, а то просто каракули были. Ещё раз спасибо Вам большое, а мы будем закреплять полученные знания и умения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Александра Владимировна! Спасибо Вам на добром слове. Все-таки я очень жалею, что Кирилл не появился у меня раньше. Время упущено. И все-таки во многом именно благодаря ему я поняла, как важны именно первые шаги в обучении письму. Знаете, много думала о Кирюхе. И вот нет у меня ни тени сомнения, что если бы он изначально учился писать вот так под счет, то писал бы уже просто на отлично. Я ведь учила писать детей всех вместе. Под счет. Вместе со мной все дети РАЗ - прямая, И - крючочек. И т.д. А вот такое письмо в вашем случае это то, что, как говорят, доктор прописал. Так же и буквы, и соединения отрабатывали вместе. Ждали каждого. А потому никто не считал себя лучше или хуже. Тянулись, старались, вот и результат.
      Приглашу вас на мастер-класс, коль такой организуется. придете?

      Удалить
    2. Александра Крючкова23 мая 2015 г., 21:52

      Честно сказать, сама хотела к Вам напросится на мастер-класс, только постеснялась не в том месте, конечно приду, мне и самой это интересно.

      Удалить
  9. Добрый вечер, Надежда Александровна! Трудяжка неутомимая! Вы просто влюбили ребят в русский язык! Вот он и любимый стал. Я так и не нашла тетрадей таких, да и родители не купили. Наверное некогда. Летом постараюсь в городе поискать, ведь двое ребят пишут в таких тетрадях, значит и я найду. Жаль нам мало времени остаётся на работу в этих тетрадях. Много работы в печатных, не успеваем. Но я всё равно планирую эту работу. Я вообще бы ввела урок чистописания, как когда-то давно было. Кажется даже я сама так училась, ещё пером писали, шариковые ручки запрещали. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! всего не успеть, что вполне естественно. У меня тоже времени ни на прописи, ни на работу в печатных не оставалось. А я и не писала с детьми в них. И на 2-й класс заказывать не стала. Зачем? Будем учиться писать вот так, пока результат есть...
      Да... Родители, наверное, очень-очень заняты были....

      Удалить
  10. К сожалению не могу отказаться от печатных тетрадей, так как в них есть уроки полностью запланированные, вне учебника, по нашей программе (Виноградовской).

    ОтветитьУдалить
  11. "Надежда Александровна, а как Вы так красиво пишите?"

    Какой кошмар, Надежда Александровна! "ПишЕте" же, а не "пишите".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не говорите, Ирина! Полный кошмар! Спасибо за указанную ошибку. Исправила. Нужно, наверное, программку себе поставить как на многих сайтах и блогах: "Нашли ошибку? Нажмите..." Нужно посмотреть... Бывает, да, ошибаюсь по непонятным причинам. Спасибо! Коль найдете еще у меня еще ошибки - пишИте!

      Удалить
  12. Екатерина31 мая 2017 г., 19:34

    О! Какое это счастье что Вы есть Надежда Александровна!!! Я только сейчас нашла все ваши труды, а ведь дочка уже закончила 1 класс. И сколько я ни спрашивала у классного руководителя что нам делать, она говорила пишите чаще. А сейчас мы вынуждены осваивать соединения букв, тк за весь год они ни единой строчки соединений не написали, сразу слова и предложения. Но зато после каждой работы в каждой тетради у ребенка написано: "Аккуратнее! Старайся! Грязно" . Оценки за грязь снижаются, а конкретных навыков-то не развивают. И только сейчас я смогла понять суть проблемы и благодаря вашей работе помочь своей дочке. Спасибо большое!!!
    Екатерина, мама Евы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Катенька! Как мне понятны Ваши переживания... Это первые мои детки, которых я стала учить писать именно ТАК. В этом году были вторые. У них результат еще лучше.
      Спасибо Вам за комментарий. Удачи Вам и Вашей замечательной Еве. Уверена, что у Вас прекрасный ребенок. Не переживайте, все у вас получится!

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере