20 апреля 2015 г.

Мысли вслух...

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: “Мышеловка – это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!” Чуть позже в мышеловку попалась змея – и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.
И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!
Мораль: если Вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит Вас по голове.
"Любить детей по-умному" - пост Анны Борисовны Ткаченко, директора нашей школы, наверняка, многих заставил задуматься. Уж не раз в различных блогах поднималась тема отношений родителей и школы. Для многих она болезненна. И вот после прочтения поста Анны Борисовны я все ходила и думала о том, как все так получилось... Почему авторитет школы зачастую остается на весьма низком уровне. В какой момент это произошло... И тут перед моими глазами явно возникла картинка. Я вспомнила, когда все началось...
Сашка мой закончил начальную школу, перешел в среднее звено. Класс у них был самый обычный, но довольно сильный. Как-то практически все дети успевали на "4" и "5". А к 6 классу наших детей как подменили. Учителя схватились за голову, срочно собрали родительское собрание при директоре. Что случилось с детьми? Успеваемость снизилась до нельзя. Ответ детей был прост:
- А зачем нам теперь учиться? У кого есть деньги, тот поступит, а у кого нет - снег грести, да тротуары мести. Ни для того, ни для другого знаний много не нужно.
Все. Образование стало платным.
А дальше пошло-поехало. Вот, к примеру, небольшая подборка из интернета:




Согласитесь, такое образование вызывает весьма мало доверия. И вряд ли хоть один родитель догадывается, сколько боли вызывают подобные казусы у учителя. Как порой трудно и тяжело из "сверхнавороченных" программ бывает учителю выбрать именно то, нужное, необходимое ребенку, отбросив в сторону все лишнее.
Сейчас вспоминаю свою маму. Она была самым простым агрономом, но никогда не позволяла нам жаловаться или говорить что-то плохое в адрес учителей и школы. "Учитель всегда прав!" - так звучал непреложный мамин закон. Порой обидно бывало, но сейчас я ей благодарна за это как никогда. Потому как мама давала нам восПИТАНИЕ. Питание духовное, человечное, а потому вечное, как сама жизнь.
Сейчас порой думается о том, что все дети у меня хорошие - все 56 моих учеников. Только воспитание у всех разное. Иной родитель видит в учителе друга, а иной - врага. Почему так происходит? Все просто. Недавний разговор мой с третьеклассниками. Сидят за одной партой В. и Л. Говорю:
- Вот сейчас у Л. спросят: "Какой у тебя учитель?" Что она ответит? Конечно, что ее учитель самый лучший, самый умный, самый веселый... А у В. спросят - какой у него учитель. Что ответит В.? Естественно, что у него самый несправедливый учитель в мире, который постоянно придирается, ругается... А ведь на самом деле и Л., и В. будут говорить об одном и том же человеке. Как такое может быть?
Естественно, дети с улыбкой сделали вывод, что все зависит от них самих. Вот дети это понимают. Но не всегда понимают родители.
Случилось мне не так давно стать свидетелем не очень приятного разговора родительницы и учителя. Мама одного из учеников выясняла, почему учительница ставит несправедливые (на ее взгляд) отметки ее сыну...
А теперь немного отвлекусь. Все никак мне покоя тема письма не дает, а потому поиски свои в данном направлении не прекращаю. Собрала некое подобие коллекции с образцами почерка времён давних (пока все, что удалось найти по всей сети):

1956 год
1968 год

1956 год
Кстати, выяснила, что прописи были у детей и в 3 классе:

1958 год
И вот к чему я здесь все это вспомнила. Внимание на оценки:


Вы тоже увидели эти "3"? Вот так вот. А поставь сейчас за подобную работу "3"? Скандал неизбежен.
И вот что еще думаю - а ведь в те годы родителям некогда было сидеть с детьми за уроками. И справлялись ведь. Возможно, дело в послушании... учителю? Вот рядок прописанной буквы "к". А я собираю тетради своих первашей, а в них все так же сиротливо одиночатся выписанные красной пастой буквы и слоги, так и не прописанные моими учениками. Что ж... Я понимаю... Как не понять... В планшеты и компьютеры разные - в них завсегда интересней играть, чем буквы выписывать... Только и говорить мне потом не надо, что школы плохие, да учителя глупые... Все одно не поверю...
***
Конечно, я очень рада, что в большинстве своем родители довольно позитивно относятся к школе. 
Только вот после поста Анны Борисовны неотвязно преследует мысль: "Не рой другому яму, сам в нее попадешь". Ведь это так просто - научить ребенка любить, и в результате получить любовь. Любовь ко всему, что ребенок будет делать в своей жизни - учиться ли, работать, как он относиться будет к своей семье и своим родителям...А воспитывая, взращивая в ребенке нелюбовь, к старости можно об нее же и споткнуться...
***
А вообще, как мне кажется,  рано или поздно спор между родителями и школой должен прекратиться. Потому как цель у нас одна - все мы хотим блага и достойного образования для наших детей. 
Недавно смеялись с Галиной Тимофеевной: "Признают!" Это некто из коллег спросил у меня, глядя на толпящуюся кучку детей:
- Это твои дети?
Пухлощекий сероглазый ангелок ответил очень серьезно:
- Неет! Мы Галины Тимофеевны!
Так и есть у нас в школе - эти дети Галины Тимофеевны, это - дети Надежды Александровны, эти... А значит, все в порядке. Все хорошо, значит... Пока у каждого учителя в школе учатся не чужие, а самые что ни на есть свои, такие уже родные дети... 



23 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Есть над чем задуматься и родителям, и педагогам. А я бы еще добавила, кроме того, что платное - бесплатное образование, образование по выбору.А зачем учить предмет, который необязательный, который не по выбору? И не учат. Стали безответственно. относиться к невыбранным предметам. И совет для родителей: если для некоторых детей в свое время есть плохие учителя, не наступит ли время, когда и родители для таких детей тоже станут плохими. Жизнь показывает, что так оно и есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна! Абсолютно согласна с Вами. И вот именно это я и пыталась сказать-донести - то, что рано или поздно и родители плохими станут. Просто ребенок не будет уметь ни любить, ни уважать, ни ценить...
      Знаете, недавно смотрела передачу про парня, который подорвался на мине - на войне в Донбассе. Оторвало руки, лишился зрения. Задают ему вопрос - снятся ли ему сны. Отвечает: "Снятся.. Очень часто снится деревня наша и... школа..."
      Так-то....Она, школа, для всех нас неотъемлемая часть жизни. И любить ее нужно...

      Удалить
  2. Надежда Александровна, и грустно, и жутко, и некому руку.... отбить О, ужас, такое бывает в школьных задачниках? Куда же смотрят корректоры, или за гонкой ,чей учебник вынесут в перечень изучаемых в школе учебников, авторы совсем голову потеряли?
    А имидж школ? Да не формируют его отдельные личности, большинство родителей понимают, что школа - это то учебное заведения, где растят НАСТОЯЩЕГО человека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Катюша! Иногда складывается ощущение, что создатели учебников ни о чем, кроме заработка не думают. Если б Вы знали, сколько опечаток в учебниках, и как порой перегружены абсолютно ненужной информацией учебники.... К сожалению, все это работает против системы образования. Но надеюсь, что рано или поздно все наладится. Я очень рада, что сейчас со своими первашами обучаюсь по "Школе России". Все ж свое, родное... Сравнений приводить не стану, но ум за разум заходит от иных программ... Поверьте...

      Удалить
    2. Ой Катюша, не все так, к сожалению, думают. Выросли ыы (мы) в семьях учителей, детей Ваших тоже окружают педагоги. Для вас школа - второй дом, как бы это пафосно не звучало)))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Ой, больная тема! Я ведь начинаю работать с ребятами 2 класса. Мы тоже начинаем с прописей. И если я ставлю "2" за то, что не прописано несколько букв (это ведь кошмар какой-то, где же столько времени-то найти?!), это вызывает недоумение у некоторых учеников. А в одном классе - не в моем - одна мама возмутилась: "Почему сразу "2"?!" Действительно, надо, наверное, до конца года ждать, когда ученик соизволит написать несколько слов. Это же так сложно!
    Если я слышу на уроке нелестные слова в своей адрес, я уверена: это родители так дома говорят. Ну не может ребенок в силу своего возраста додуматься о таком. И родителям объясняешь, объясняешь, а потом просто не можешь утром встать с постели от моральной усталости: ну почему, почему я должна оправдываться? Ведь я никого не унизила, не оскорбила, я просто требую ответной отдачи. В общем, много можно об этом говорить. А утешения - они есть. Особенно когда подходит ученица начальной школы и говорит: "У меня 3 учителя английского. Вы - самая лучшая." Я не стремлюсь быть лучшей, но просто приятна такая искренность и открытость ребенка.
    Бог вам в помощь, Надежда Александровна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая моя Светлана Николаевна! Ох, уж эта детская простота... Недавно спрашиваю у свего третьеклассника:
      - Л., меня, наверное, твои родители и видеть не хотят?
      - Не. Не хотят.
      - Что, плохая Надежда Александровна?
      - Ага... Плохая... (имеется в виду для родителей).
      ну да ладно. Позже поймут, что заработанные оценки гораздо ценнее нарисованных. ;)
      А мне сегодня мои соколятки звонили. Опять всей гурьбой:
      - МАМА Надя!!!!!!!!!!!!!!!!! Мы скучаем!!!!
      И еще миллион и двести восемьдесят пять красивых добрых слов:
      - Вы можете нам и не верить, но лучше Вас у нас учителя не было!!!
      Вот так-то. А ведь все было. И губы дули, и обижались порой. А со временем оно все понимается. А иначе и быть не может...

      Удалить
    2. Да... Жаль, что иногда только со временем. Я же никому из детей не сказала, что ухожу в декрет. После 1 сентября посыпалось: вы зачем нас бросили, да лучше вас классного руководителя не было и т.д. А я как вспомню прошлый год... Господи, слава Тебе, что я его пережила! Такой был сложный! Что только мои тогдашние семиклассники не выкидывали! Ну да ладно. Я рада, что нас не забывают. Какое еще нам, учителям, утешение нужно? Мне родители говорят, что на каждом собрании меня вспоминают. А я радуюсь: значит не зря была строгой, значит не зря делала это и это. Слава Богу!

      Удалить
    3. Через тернии к звездам, как говорят. Да, Светлана Николаевна, так и есть. И каждый ведь ребенок останется в памяти как свой, родной....

      Удалить
  4. Добрый вечер, Надежда Александровна! Ещё утром прочла Ваше сообщение и весь день ходила обдумывала. Согласна с каждым Вашим словечком!
    Вот сейчас мы учим детей самооценке. Но мне кажется этому надо учить ещё и родителей. Конечно, я понимаю, для каждой мамочки свой ребёночек будет самый лучший, умный, талантливый, способный! И когда ребёнку в первом классе оценки не ставят, то родителей всё устраивает (мы должны сейчас хвалить ребят, даже если у него ничего не получается), но когда во втором классе появляются оценки и не такие как они думали будут у ребёнка, вот тогда и получается, что учитель не такая, да и учить-то она умеет? да и где она только училась и т.д. Получается конфликт.
    Учебники сейчас безобразные! Формат учебников и рабочих тетрадей огромный, на парту не умещаются, дети ссорятся, делят место, бОльшую часть урока успокаиваешь. А чистого брака очень много :) Хотела познакомить с пробелами в нашем УМК, если будет настроение, обязательно сделаю пост!
    Подобрали образцы тетрадочек! Ух как понравились! А тетрадочки-то какие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! И мне тетрадочки понравились! А самое главное, с дополнительной косой. Долго рассматривала в свое время первый экземпляр (письмо). Там помимо косых еще средняя - широкая- на две разделена. Вот хороший ориентир. Все-таки знали раньше, что к чему. А вот советская система все испортила. У меня еще мечта есть вот такую книжку достать. Боюсь, правда, что это нереально.

      [im]https://lh3.googleusercontent.com/-wybXcCnuWxc/VTQZeVQnKjI/AAAAAAAAEf8/Q9ifsBAha9M/w140-h93-p/0_ce6ab_c3064807_L.jpg[/im]

      А формат учебников - дааа. Хоть я, признаться, абсолютно не понимаю - к чему они такие большие???

      Удалить
    2. Плохо видно. Это В.С. Гербач - издание 1879 года. "Русская скоропись". Начало начал. Прям-таки у меня мечта заветная прочитать сие чудотворение.

      Удалить
    3. Похоже Вы, Надежда Александровна, книжечка старинная, раритет :)) Стоит немалых денег, наверное. Название само за себя говорит.

      Удалить
    4. Ой, а я о цене как-то и не думала совсем... Мне в принципе интересно - где вообще эту книгу достать можно?

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна! Живая и в тот же момент больная тема! Мне кажется, что спор между родителями и учителями в наши смутные времена не закончатся никогда!!! Пока будут превращать образование в некий эксперимент с программами, с ЕГЭ, с платным и бесплатным образованием, толку не будет.Сейчас в большинстве случаев все решают деньги: есть у папы и мамы финансы-будет учиться ребенок, а если ребенок из сельской местности и у него "семь пядей во лбу", а папа пьет, а у мамы их четверо, и ребенку даже на дорогу в институт не дадут, о какой справедливости можно говорить! Дети все видят и понимают, слышат, что о школе говорят, поэтому и отношение такое. А некоторые и "послать" своего учителя могут, и ничего с ним не будет. Пока государство не поднимет престиж всех ступеней образования на должный уровень, к сожалению все останется по старому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Очень жаль, что государство пытается изменить и нас, доказывая, что такое новое гораздо лучше старого. А я не верю. Не верю всему, что основано не на наших русских корнях. Да и вообще - лучше б повысили качество учебников, коль на то пошло...Да, Вы правы, деньги сейчас в обществе - это главный закон, образ, приоритет. И в образовании в том числе. Мне кажется, что не будет качественным никогда платное образование. Но, увы и ах, все поставлены в условия выживания.
      Много мыслей у меня на эту тему. А тема сквернословия при учителях не нова. для меня она очень болезненна. При том, что этой бедой охвачены все школьники - от первашей, до выпускников. Мои такие записки пишут порой, что только за голову хватаюсь: "Научила писать на свою голову!!! Я вас для этого писать учила??? !!!" Показала как-то родителю, он спокойно говорит: "Шкоолааа!!!" Отвечаю: "Да нет. Лично я их этим словам не учила". Конечно, каждый родитель думает, что его ребенок научился у другого. Тлько ведь это совсем не так...

      Удалить
  6. Надежда Александровна, дорогой человек. Спасибо за неравнодушие, за понимание, за поддержку. Опечатки, ляпы и абсурдные задания - это меня уже не шокирует, привыкла. Особенно, когда готовимся к ЕГЭ и ГИА, вот тогда и узнаем, "где раки зимуют" и "почем пуд лиха". А родители... Одно обнадеживает, что все это единичные случаи, но так тоскливо становится.
    Восхищаюсь Вашей подборкой снимков, раньше писали так, как пишут детки у Вас, Вам так не кажется?
    А то, что дети в школе чьи-то, то так и должно быть, ведь они все еще пытаются с мамами Вас сравнивать, искать защиты, опеки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да и меня не шокирует уже, Анна Борисовна! Просто вот благодаря этим опечаткам престиж образования неизменно падает в глазах родителей. Верю, Анна Борисовна! у меня вот тоже в 1 классе единичный случай. Только вот так плохо от этого на душе...
      Спасибо, Анна Борисовна, но мои пишут несколько хуже. Сейчас воюю с детьми - писать стали быстро, "домики" не держат.
      - Кто вас так учил писать? Курочки?
      Смеются, а я упрямо добиваюсь четкого почерка. Посмотрю, что к концу года будет. Но сейчас скорость письма у моих первашей очень высокая. А тетради вполне даже читабельны. К ручкам привыкли, грязи меньше. Будем работать дальше. :)

      Удалить
  7. Добрый вечер, Надежда Александровна!
    И ведь действительно так - мышь вроде бы и маленькая, и обидеть каждый может, но вот как это аукнется потом... - тайна. Мне так хочется, чтобы учитель стал ключевой фигурой российского образования не только в качестве испытуемого и подопытного, не только как тот, кто только должен и обязан, но и как тот, кто имеет право...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Вы как всегда не в бровь, а в глаз! Это про "тот, кто имеет право". Ведь и впрямь так - обязанностей у нас мульён ;) , а вот прав... ^#(^

      Удалить
  8. Надежда Александровна, так это ужас какой-то! Куда же катится наше образование?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Владимировна! Сегодня на уроке математики у меня была ооооочень "веселая" задачка. Из учебника, естественно. Забыла сфотографировать. Постараюсь завтра исправить ситуацию и прикрепить фотографию...
      А катится к безоблачным высотам... *** Предполагаю*** :) (Но мы ж на страже, мы же бдим! :) )

      Удалить
    2. А вот моя вчерашняя математика в 3 классе. Про эре промолчу, а вот откуда взялся слон?

      [im#]https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-I7S7F8wukOc%2FVTcqhg2envI%2FAAAAAAAAEh0%2FXYFRtjaJa8M%2Fs1600%2FSAM_3411.JPG&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*[/im]

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере