4 марта 2015 г.

Обучение с увлечением, или Сказка про буквы и звуки

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Этот пост я адресую прежде всего замечательным людям, Педагогам и просто мамам - Ольге Николаевне Голубевой (Тольятти), Екатерине Андреевне Беловой  (Егорьевск), Алене Валерьевне Решетовой (Челябинск), да и просто всем мамам, бабушкам будущих (или нынешних) первоклассников. Буду рада, если данный материал кому-либо пригодится, отзывам коллег - учителей начальной школы, а заодно и комментариям психологов, кои, как я надеюсь, должны прояснить для меня многое.
Наверное, мне так бы и остался непонятен страх родителей будущих первоклассников перед школой, не случись со мной довольно странная история. Описывать ее не хочется. Но поняла одно - если учитель первого класса остается один на один со всеми трудностями обучения и воспитания своих учеников (лишенный поддержки и помощи со стороны родителей), то имеет место быть ситуация с точностью до наоборот. А потому (все одно пост давно просился "на перо") пишу вам, мои дорогие мамы, коллеги...
 Некоторые учителя мне говорят: "Ой, Надь, твои дети так красиво пишут!" Тему письма я не раз затрагивала в своем блоге, а сегодня пришло время сказки.
Всем известно, что устная и письменная речь взаимосвязаны. Пишем мы с детьми в тетрадках с дополнительной косой (как помнит постоянный читатель, у каждой буквы свой "домик"). А вообще у нас в классе все буквы живут в домиках. Так уж придумала я сама.
Вот так выглядит обычная лента букв:


А вот так выглядит МОЯ лента букв, сделанная на заказ.


Разница есть? Немного... Для чего я сделала такую ленту? Просто мне так удобнее учить детей читать и писать, давать им знания о буквах и звуках. Делаю я это примерно так... (Почему "примерно"? Просто ранее сказку не записывала, храня все в памяти. А потому, собственно говоря, она может и видоизменяться в зависимости от моего вдохновения). Да и пробую я сейчас изложить всего лишь суть, а не дословное воспроизведение когда-то придуманного мной...
                                                               
                                                               Примерная сказка...

Жили-были буквы. Жили они весело – целыми днями бегали по улице, резвились, играли… Но однажды такая жизнь им наскучила. 
- Все вокруг живут в своих домиках, - подумали буквы, - и нам пора строить свой дом! – решили они.
Букв было много – целых 33! А потому одного домика им явно не хватало, и тогда построили они  несколько домиков (внимание на ленту букв). Когда пришло место занимать квартирки, в самый первый, красный домик, побежали буквы, у которых был самый громкий голос.
- Мы первые! Мы будем жить в этом домике!!! – радостно кричали они.
- А почему это вы будете жить в этом домике? – спорили с ними буквы, у которых голос был несколько тише.
- А потому… Потому… А потому что мы умеем петь!!!
- Это как это вы умеете петь? 
- А вот так!
И буквы запели:
- А-а-а-а-а! (пою я сама)
- О-о-о-о-о!
- У-у-у-у-у!
(Потом поем вместе с детьми).
- Мы тоже умеем петь! – не соглашались с ними другие буквы.
- Ах, так? А ну спойте!
И несогласные буквы попытались запеть… Но, как бы они ни старались, у них выходило только бубнение, шипение, ворчание, рычание, сопение и пыхтение:
- Б-б-б-б-б.
- В-в-в-в-в.
-Ш-ш-ш-ш-ш.
….
Почему же так произошло? Предлагаю детям пропеть гласные, приблизив ладошку ко рту. Выясняем, что воздух выходит свободно – ему ничего не препятствует. ( В звукообразовании имеет место только голос). Пробуем «пропеть» согласные. Обращаю внимание, что в образовании звука участвуют губы, зубы, язык .Тыльную сторону ладошки предлагаю положить на горлышко и порычать:
- Р-р-р-р
Горлышко дрожит. Воздух не может пройти свободно! Вот почему такие буквы не умеют петь! 
….
Несогласные же буквы, после того как с пением у них ничего не получилось, призадумались и согласились:
- Ну ладно, живите в первом домике! 
И с тех пор буквы с громким голосом, которые умеют петь, стали называться  гласными ( поясняю: глас -голос). А те буквы, которые с ними согласились, называют согласными. (Уточняю у детей – почему их так стали называть. Т.к. они согласились).

***
Когда начинаю обучать детей письму (в тетрадях с дополнительной косой), обращаю их внимание, что каждая буква и в тетради живет в своем домике. И за пределы своего домика (квартирки) выходить ей нельзя ("Как же буква будет бездомной?" Жалко. * Жалеем буковки очень дружно, можно даже поплакать – продемонстрировать вместе с детьми как плохо будет бездомным буковкам, и как они от огорчения будут плакать).

****
Про буквы повышенной вредности.
По мере знакомства детей с буквами и звуками, которые они обозначают, приходим к тому, что согласные тоже расселились не просто так, некоторые из них живут парами (второй домик) – важные такие. (Вот тут тоже момент, объясняющий, почему парные согласные в моей ленте букв живут во втором домике. Во время всего обучения ребенка в школе именно им отводится больше всего времени - как проверить  парный согласный на конце и в середине слова... На первых порах своего прихода в школу, дети как-то все лучше усваивают и запоминают. *** В сказке уж точно.*** Вот и делаю акцент на парных: "Во второй домик стали заселяться буквы, которые никогда не живут одни. Уж очень им тогда скучно. Живут они только парами и так уже прижились, что иногда их можно спутать". *Опять пробуем звук" - горо[т] и т.д. "Транзитом" захватываю и проверочные слова - "города" и т.д., а потому всегда иду со своими учениками на опережение программы. Т.е когда приходит время изучения парных согласных и подбора проверочных слов, данный материал детям уже знаком и они с легкостью с ним справляются). Замечаем, что буквы с более громким голосом – звонкие согласные – заняли место на верхнем этаже. 
- Чтобы их громкий голос с высоты был всем слышнее.(И вновь "пробуем их на звуковой вкус" -  играем с буквами, произнося их на все лады - тоненьким голоском, басом и простым голосом....) 
Естественно, говорим о твердости и мягкости. И вот тут история следующая…
….
Когда гласные заселялись в свой домик, некоторые из них возомнили себя самыми великими и напрочь отказались жить на втором этаже. (Они и на моей ленте букв отличаются от других гласных - имеют желтую обводочку, на что и обращаю внимание детей).
-  Нечего нам силы тратить!
- Ха! Что это мы должны на второй этаж подниматься?
- Да ни за что!!!
И так они всегда любили поспорить и рассказать всем о своей непревзойденности, что даже твердые согласные не выдерживали и, чтобы с ними не спорить, смягчались, когда эти буквы повышенной вредности становились в слове после них:
- Би, бе, тя, тё, лю, ре………… (опять все проговариваем вместе, «пробуем звук»)
…........
Оговорюсь, что сказка проговаривается (возможно, в укороченном варианте) практически все время изучения букв и обозначающих их звуков, пополняясь постепенно по мере изучения букв.
………..
  Но и это еще не все. Помните, мы говорили с вами о буквах повышенной вредности?  (Называем их, поясняя, в чем их вредность). Так вот среди них есть такие буквы, которые вообще возомнили себя королевскими особами. Характер у них уж очень самолюбивый – все время им хочется быть главными. И если вдруг такая буква становится в начале слова, то ее так распирает от важности и гордости, что она начинает обозначать целых два звука (так уж ей радостно): [йа]блоко,[йо]лка, [йо]жик,[Йу]ля… (Все слова тянем вместе с детьми, чтобы услышать).
И уж очень эти королевские особы обижаются, если им приходится в слове стоять после другого гласного, а еще после мягкого или твердого знака.
- Да кто они такие, чтобы стоять впереди нас?
- А мягкий знак вообще звука не обозначает! Не буква, а не пойми что! Почему это мы должны стоять после него?!
- Ага! И твердый знак такой же – никакого звука не обозначает, а вперед нас лезет!!! Не имеет права!!!
 Тогда их так раздувает от обиды, что они опять начинают обозначать два звука. Поль[йу], семь[йа], бель[йо], вь[йу]га, по[йо]т, да[йу]т, съ[йэ]м…

***   
Вот как-то так – ненавязчиво (дети очень любят слушать истории про буквы и звуки, смеютсяяяя…) я знакомлю своих малышей-первоклассников  с премудростями языка русского. Возможно, поэтому, а может, и просто потому, что детки мне такие попадались всегда стрессоустойчивые, ни о каком кризисе 7-летнего возраста я слыхом не слыхивала. А что такое адаптация к школе – и подавно не знаю. И, признаться, не особо понимаю, когда у меня спрашивают: «Как прошла адаптация детей к школе?» Ответить хочется всегда:
- Понятия не имею. Мы как погрузились в свой мир, так и живем в нем.
Ну и ладно. Что можно взять с учителя, который поет буквы вместе с детьми, а обучение грамоте превращает в сказку….


***Картинка вверху с моей ленты букв. Если данный материал покажется вам интересен и полезен, то, при использовании его в своей профессиональной деятельности, просьба не забывать об авторских правах и хотя бы в комментариях сообщить об использовании данного материала. Спасибо!




32 комментария:

  1. Надежда Александровна, замечательный способ подачи учебного материала, так легко прочитала сказку, что могу себя представить... с каким интересом его слушают первоклашки :)
    Прочитаю своим воспитателям в подготовительных к школе группах, я думаю они оценят!
    Вот и преемственность :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Виктория! Спасибо вам за отзыв! Практически всю первую и вторую четверть мы так и живем с первоклассниками в сказке да в различных веселых историях. Мне кажется, что дети так проще запоминают.
      Буду с нетерпением ждать Вашего рассказа о мнении Ваших коллег! :)

      Удалить
  2. Надежда Александровна, Добрый вечер! У вас очень интересная статья, и очень порадовала эта забавная "Сказка про буквы и звуки". Вам бы писать свои книжки!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Катерина, спасибо! Обязательно займусь этим на пенсии! ;)
      Хотя... Мне уже как-то советовали задуматься над изданием своих книг... Но все как-то руки не доходят, да и комплексы...

      Удалить
  3. Здравствуйте,Надежда Александровна! Очень интересные сказки! Надо будет познакомить моих педагогов с ними. Я и сама очень люблю сказки и часто их использую на занятиях. Так как по второму образованию (у меня их 3) я учитель начальных классов и математики, то в начальной школе мне довелось поработать сразу после окончания педучилища. И тогда моей настольной книгой было "Занимательное азбуковедение" (наверняка Вам знакома эта книга). Сказочный язык понятен и близок детям, как правило, все дети любят сказки, они им интересны, а раз есть интерес, то учиться намного легче.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! О-о-о! " Занимательное азбуковедение" - одна из моих любимых книг. Только почему-то сейчас ее невозможно найти в продаже. Пробовала найти в интернете - тоже безрезультатно. Лежит она у меня в классе. В последние дни все чаще посматриваю на нее - давненько (с месяц) не пользовалась. Это много. Потому как истории и задания там действительно интересные. Очень часто использовала их при обучении детей грамоте. :) И сказки там тоже замечательные!
      Вы уж при случае напишите мнение педагогов Ваших. Интересно, что они скажут. (Признаться, несколько сомневалась и по поводу своей ленты букв... А потом подумала - мне же работать! Пусть будет так, как удобнее мне...)

      Удалить
  4. Добрый вечер, Надежда Александровна! Благодарю! Вот так и надо уводить детей в свой классный мир. Поддерживаю на все 100% Сама стараюсь переделать всё в понятный для детей язык. Спасибо за новые приёмы работы над звуками. Беру себе на заметочку. В следующем году у меня первоклассники :) Боюсь! Своё мнение о возрасте поступления в школу высказала у Алёны Валерьевны :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Читала Ваше мнение и полностью с ним согласна. А еще... Я всегда очень боюсь первых классов и просто ужасно переживаю. А ну попробуй научи их всему... Это только кажется, что все просто, а на самом деле закладывается базис для всего дальнейшего обучения...
      Все у Вас получится! И... Спасибо Вам! :)

      Удалить
  5. Ну что могу сказать, браво! На Вашу видоизмененную ленту букв давно обратила внимание, Надежда Александровна, а теперь и услышала, почему она такая особенная. Да, "начальники" от вас все зависит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Знакомя детей с буквами-звуками при помощи сказки, обратила внимание на то, что в дальнейшем они более легко и свободно подбирают проверочные слова к парным согласным, безударным гласным - те моменты обучения в начальной школе, кои всегда вызывают у многих детей определенные затруднения.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна! Я ЗА!!!! Учить детей надо понятным языком, через детское восприятие мира! А то начинаем грузить детский мозг излишними "научнизмами". а потом недоумеваем, почему они нас не понимают, почему не слушают:))
    Отличная сказка! И Лента ваша мне очень понравилась! Стилизована под казачий класс :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) :) :) Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо, что заметили "стилизацию" моей ленты. А как иначе? Все у нас должно быть весело и красиво, при том соответственно направленности класса. :)
      Спасибо и за одобрение моей деятельности. Я часто пытаюсь объяснить детям все языком простым и понятным. Ведь главное, чтобы они поняли и запомнили. Для того,естественно, чтобы потом они сумели все это применить на практике. А закрепляем мы полученные знания на уроках письма. (Взаимосвязь письма и чтения). Скоро проверю технику чтения у всех деток, но уже сейчас вижу, что у большинства детей класса скорость чтения гораздо выше нормы. :)

      Удалить
  7. Спасибо Вам, дорогая Надежда Александровна! Как здорово, что есть такие педагоги. Мне жаль, что в нашем саду Ваши волшебные приемы предложить некому...почти. Сама воспользуюсь для своего сына.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, дорогая Алена Валерьевна! Вот именно для того, чтобы вы использовали ее дома вместе со своими детками (зная, какие вы замечательные мамы, заинтересованные в обучении детей и переживающие о них :) ) я и разместила эту сказку и немного рассказала о том, как можно облегчить процесс усвоения детьми данного материала. И именно потому, что в какой-то момент поняла, что не всем педагогам оно нужно - гораздо проще и легче открыть методичку....
      Сказка действительно облегчает процесс запоминания детьми информации о буквах и звуках. Возможно, вы внесете в нее что-то свое. В любом случае, буду только рада, если она пригодится и чем-то поможет Вам и Вашему сынишке! :)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Надежда Александровна! Красивая у Вас лента букв! У меня обыкновенная. Вспоминаю сейчас, как нас учили без нее, как приходилось зубрить парные согласные, запоминать твердые-мягкие звуки и т.д. Даже в первые годы моей работы лента букв была совершенно другая. А этой я довольна! Она систематизирует знания детей о звуках.
    Сказки у Вас замечательные, они не могут не нравиться детям! И материал легче запоминается. Я тоже придумываю небольшие сказки, когда мы проходим буквы. Наверное, многие учителя так делают  Мы ведь работаем в это время с малышами, надо привлечь их внимание, заинтересовать.
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Пришла с работы, а у меня интернета нет. Пока позвонила мастеру, пока наладили... А то уж грешным делом думала спать пораньше лечь! :) ;)
      Наверное, многие... А, возможно, и нет. Может, и собираемся мы тут все блогеры-единомышленники, потому,что вечно нет нам покоя. Постоянно что-то придумываем, что-то ищем... И все нам надо и надо...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна, я своих подготовишек готовлю к обучению грамоте по авторизованной программе. Основная задача- знакомство со звуками. По опыту знаю, как детям на первых порах сложно усвоить термины "гласный-согласный звук". В моей сказке согласные называются согласными потому ,что своей песенки у них нет, и они соглашаются петь песенки вместе с гласными звуками в слогах и словах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Елена! Благодарю за отклик. Интересная идея по поводу "согласия". :) Мне, признаться, она понравилась больше, чем моя собственная. Нужно будет внести коррективы при случае (если представится)... Потому как потихонечку вострю лыжи в старшее звено... Но то как Бог даст. Может. для будущих внуков когда-нибудь пригодится! :)

      Удалить
  10. Здравствуйте, Надежда Александровна! С удовольствием прочитала Вашу сказку про буквы! Мои первоклассники тоже с интересом заселяют домики буквами, так учиться веселее и запоминается характеристика звуков легче!
    Тетрадками ваших малышей любуюсь, сколько труда вложено...=D7

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Рада Вашему отклику. Вот в том-то и дело, что у меня как-то все сразу в домики заселяется - и в тетрадках тоже. Все-таки, наверное, играет роль постоянство "места жительства" букв.
      Конечно, с дополнительной косой детворе писать легче.Только вот иногда задумываюсь - что будет с их почерком лет через 5-6? Съедут же... Но пока ПОЧТИ все тетради проверять легко. :) Есть у меня несколько человек, которые ни в какую не пишут красиво. Но радуюсь, что не наоборот, когда красиво пишут 3-4 человека из класса, а остальные так-сяк.... :)

      Удалить
  11. Надежда Александровна! Зачиталась буквально! И, вспоминая прошлый пост, якобы о посредственном учителе, ГРОМКО хочу заявить о том, что Вы ПОТРЯСАЮЩИЙ и ТАЛАНТЛИВЫЙ педагог!!! Отправлю сюда своих студенток - понабраться уму-разуму!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) :) :) Эх, Анна Владимировна! Спасибо! Добрый Вам вечер!
      Не знаю... Возможно, я и обладаю некоей толикой таланта. Но он дается свыше... А еще вот все зависит от места работы. Пришла (на сколько смогла по времени) сегодня на праздник, который мы организовывали с третьеклассниками для мам, наш директор - Анна Борисовна. И дети рады, и мне приятно, что интересуются нашим творчеством (мы ж и на творческом поприще "даем стране угля") :) Так и во всем - и тетрадками интересуется - как детки пишут, и всем... А потому душа спокойна, и работается гораздо легче и комфортнее - нет психологического напряжения. А тогда и придумки интересные легче рождаются. ;)
      Присылайте своих студентов, беспокойная вы душа! Спасибо еще раз... :x

      Удалить
  12. Здравствуйте Надежда Александровна. Читала сейчас Ваш материал и увидела в Вас единомышленницу. Настолько похожи Ваши размышления по поводу подачи детям материала на мои. Такая занимательная форма всегда находит отклик у детишек, они лучше запоминают и усваивают материал. У меня в классе лента букв так похожая на Вашу. Только в виде забавного (мультяшного) поезда. А буквы не в домиках, а в вагончиках. Сказки очень понравились. На будущий год первый класс набираю, взяла их себе в "копилочку". Спасибо Вам большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Антонина! Спасибо Вам! Рада Вашему комментарию, рада Вам - единомышленнице! :) А Вы не меняли местами вагончики (как, например, я поменяла местами расположение букв)? Просто долго не решалась на этот шаг, все думала - можно, нельзя? Нужно-не нужно? Вдруг придет кто с проверкой, спросят что за новшество и "выпишут" какой-нибудь... Сейчас, конечно, успокоилась уже. Потому как увидела и на практике (а не только в мыслях-идеях) явные плюсы данного изменения месторасположения букв. Хотя, думаю, что по сути, роли не играет то, как они стоят. Главное, чтобы дети усваивали материал...

      Удалить
  13. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Я считаю, что Вы сделали абсолютно правильно И ЧЕСТНО, что заказали усовершенствованную ленту. Знаю, что многие учителя начальных классов меняют что-то в изучении букв, но почему-то не говорят об этом. Не понимаю - почему? Ведь и детям удобнее видеть именно ту ленту, по которой они на самом деле учатся!
    Надежда Александровна, потрясающие сказки! Скопировала ссылку на пост и отправила племянникам почитать. Одни восторги!
    Срочно нужно книжку писать, ведь у Вас столько материала!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Сидела сейчас, писала комментарий в ГЕОГРАФОЧКУ. Вижу - письмо на почту пришло (на вкладке "входящие" единичка высветилась). Ну, думаю, не буду смотреть, допишу, потом гляну - наверное, Лилия Павловна комментарий на АЗБУКУ написала... И... Вот точно! Ну прям почувствовала! :)
      За поддержку спасибо! Знаете, вот опубликовала и... Ну и пусть кто что скажет. Результат ведь есть! И вообще (Вы меня поймете) - так я свою ленту букв люблю, так вот мне она нравится. По-моему, самое то для детей начальной школы. А для первоклассников так и подавно! Да и самой удобно...
      ЗдОрово! А каков возраст Ваших племянников? Рада, что им понравилось! Спасибо!
      Ой, наверное, надо! Или пора... Собрать все до кучи, как говорят, и понаписать еще чего... :)

      Удалить
  14. Добрый день. С удовольствием с Маришей читали сказку. Надежда Александровна, это же настоящий мастер-класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Катюша! Спасибо! Знаешь, как-то вот живу-работаю в своем мире, времени зачастую не хватает посмотреть-глянуть что вокруг происходит. А потому обучение детей при помощи сказки стало для меня чем-то привычно-обыденным.Да и вряд ли я бы заметила, что делаю что-то не так (пусть даже и в хорошем смысле этого выражения), на зацепи меня за живое. Признаться, я никогда не понимаю, если говорят о стрессах или адаптации на первых порах обучения школе. Может, просто нужно помогать ребенку на первых порах, сделав для него обучение простым и понятным, увлекая в учебную деятельность постепенно?.. Считаю, что так. Вот и поделилась своим опытом-методом... :)

      Удалить
    2. спасибо за опыт, за то, что делитесь. А знаете, в нашей школе нет педагогов со своим блогом , в начальной школе, а жаль. На меня уже странно косятся, что это, мол, я умничаю...

      Удалить
    3. В Краснодаре, я считаю, большинство блогов дает конкурс "Учитель года Краснодара". Одним из заданий заочного тура является собственный интернет-ресурс. Многие, правда, потом забрасывают свои сайты-блоги, но многие и остаются. Это у нас в школе Анна Борисовна всех заражает блогерством, а вот на моем предыдущем месте работы блог был только у меня одной. Теперь я ушла - и все. НИ ОДНОГО БЛОГА учителя в той школе нет. Так что для большинства это вполне нормально.
      А косятся, потому как не понимают, о чем речь. Сейчас если педагоги где-то и публикуют свои работы, то только на спец. сайтах, справка о публикации в которых дает баллы при аттестации. Хотя смысла для размещения своих наработок на таких сайтах я не вижу. Просмотреть их может лишь зарегистрированный пользователь. А вот, к примеру, зачем мне эта головная боль с регистрацией, паролями и проч., если я запросто могу пробежаться по блогам коллег и абсолютно свободно найти интересующую меня информацию... Но, увы и ах, многим сей путь неизвестен. Педагог-блогер - это, наверное, от природы. Анна Борисовна - это единственный (на сколько мне известно) директор в Краснодаре (где более 100 школ), у которого свой блог и которая постоянно читает и пишет комментарии в блоги своих учителей... Так что не расстраивайтесь. Мы - скорее исключение из правил, чем правило...

      Удалить
  15. Очень понравилось определение "буквы повышенной вредности") спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Спасибо! Мне тоже нравится :) . И дети так запоминают лучше...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере