13 марта 2015 г.

Урок-поиск в 1 классе, или "Это круче, чем кино!"

Совсем скоро вся наша большая страна отметит 70-летие Великой Победы. Об этом и говорили мы сегодня с первоклассниками на уроке кубановедения.
Но пока позволю себе некоторое отступление. Учителям края предмет "кубановедение" хорошо известен. Как и то, что при подготовке к данному уроку, особенно в первом классе, возникают некоторые трудности. Учебника для 1 класса нет, а рабочие тетрадочки очень тонюсенькие. А потому (лично я) нахожусь в постоянном поиске - чем наполнить урок. Класс у меня казачьей направленности, а потому изучать более углубленно этот предмет с детьми мне, как говорят, сам Бог велел.
Первоклассный мой народ с сентября заметно повзрослел и многому научился. Меньше прыгают под музыку на переменах, да и вообще - такие сами себе "свои люди" в школе. И поняла я для себя каким-то десятым чувством - ПОРА!
Изначально я не спешила начинать с детьми работу в группах - забот с обучением чтению, письму, математическим премудростям хватало. Да и ждала, когда немного повзрослеют. Хотелось работы в группах вдумчивой и осознанной... И вот сегодня этот день настал. Возможно, привередливый читатель иль какой-либо случайно забредший на мой блог методист скажет, что задания для детей 1 класса были сложноваты, но... На этапе рефлексии моя Викуся, не в силах сдержать переполнявшие ее эмоции, воскликнула с восторгом: "Надежда Александровна, это было так круто!!! Круче... Круче, чем кино!!!" Чем же мы занимались сегодня на уроке? А-а-а... Проводили поисковую работу по сбору информации для боевого листка памяти (на фото вверху). Но обо всем по порядку...
Безжалостно выпроводив любопытную ребятню на перемене в коридор (оставив тройку самых сообразительных), начала подготовку к уроку. Расставить парты, разложить задания... И вот притихшие от недопонимания - почему в классе все не так как обычно - мои малыши зашли в класс и выстроились возле стеночки.
- На первый-второй-третий-четвертый рассчитайсь!
Сообразили сразу (на каждой паре парт стояли номерки) и... Вот они - готовы к уроку!


Объяснила, что урок у нас сегодня не совсем обычный. Сегодня мы ВПЕРВЫЕ будем работать в группах.
Обсудили правила групповой работы
Выбрали капитанов
И потренировались работать с сигнальными картами
Побеседовали о предстоящем празднике Победы и почему необходимо помнить о ВОВ. О том, как все от мала до велика защищали Родину - не только свои семьи, но и абсолютно незнакомых людей. Можно ли людей, бескорыстно вставших на защиту своей Родины, назвать героями... И какими качествами должен обладать Герой...


А с доски Герои трех поколений будто смотрели на столь серьезный первоклассный народ.
Достойны ли Герои награды? За что вы наградили бы Героев? Какими качествами должен обладать Настоящий Герой?


Это и стало первым заданием для ребят. (Конверты к каждому заданию сделала разного цвета - чтобы ребятам было проще ориентироваться). Медали лежали в зеленом конверте.


 Были и подписанные (качества героев), а были и пустые - "наградные", которые дети подписали сами.


 Викуся самая смелая - первая вышла вручить награду Герою:

За ней осмелели и остальные:


 Вот такие стали наши Герои:





Но... В классе послышалась негромкая музыка. Что это замелькало на экране?


Это ЛЕНТА ВРЕМЕНИ. Мы "покидаем" с ребятами наш класс и переносимся в 1942 год.


Смотрим небольшой фильм. Да. Подвиг казаков под Кущевской. Мы, продолжатели славных традиций наших дедов и прадедов, проведем сегодня на уроке поисковую работу, что станет началом создания боевого листка памяти в честь 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. А сам листок, пока еще пустой, торжественно размещаем в классном уголке - поисковая работа будет продолжаться до 9 мая.


Начинается более серьезная и ответственная работа. В желтых конвертах новое задание. Ребятам предстоит прочитать несколько текстов и выбрать из всех только тот, который рассказывает о казаках в годы ВОВ. Тексты во всех конвертах разные...




Ребята внимательно читают, советуются...




Группы готовы отвечать:







Справились все! А для себя я с радостью отметила, что без моей словесной инструкции ребята конверты не брали. И после выполнения задания очень бережно и аккуратно складывали все обратно в конверты.
Теперь самое сложное - задания в красных конвертах.

1. Создать газету, которая соответствует теме сегодняшнего урока

2. После сегодняшнего урока советуем посмотреть, почитать...

3. Составить синквейн

4. А вот этой группе досталось задание легкое... на первый взгляд. Найти фотографию памятника «Казакам-гвардейцам» – участникам четвертого Кубанского казачьего кавалерийского корпуса, установленного близ Кущевской. Памятник этот - визитная карточка дважды орденоносной Кубани, где Кущевская является форпостом, святыней возрождающегося казачества.
Как можно заметить, дети с радостью изначально подняли почти все фотографии памятников. Но вскоре призадумались. (При просмотре видео я обратила внимание на данный памятник). А, кинув взгляд на классный уголок (на Боевом листке изображение памятника), ребята окончательно поняли свою ошибку и вскоре ее исправили.

Работа в группах...



 И вот - итог. Группы готовы отчитаться о проделанной работе.





Долго потом еще дети обсуждали результат своей работы.




А когда отошли, я заметила эту появившуюся надпись:


Вот так сегодня мои первоклассники впервые получили "боевое крещение". Работать в группах им так понравилось, что долго не затихали голоса ребят, словно эхом разносясь по классу:
- Еще хотим...
- Хотим еще в группах работать!!!

А напоследок вам, мои дорогие коллеги, хочется показать (возможно, кому-либо это знакомо) то, на что я крепила и Героев, и все работы ребят - клеящие подушечки, подарок Галины Тимофеевны к 8 марта.


Вещь довольно занятная. Не оставляет жирных следов, легко крепится, легко снимается. Продукт многократного использования - после применения просто скатываешь в комочек, а потом можно использовать еще сколько угодно раз.

Вот и все пока. Мирного неба всем. И только счастливых улыбок наших детей!



Данный урок является моей авторской разработкой.




34 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Два раза прочитала урок - потрясающе! Я так думаю, что нужно его методически грамотно описать и обязательно подать на какой-либо приличный конкурс!
    А сколько по времени шёл урок?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вчера ответила Вам. Но что-то мне мой ответ не понравился. Видимо, писала на эмоции, а потому получилось несколько пафосно и нескромно. А потому сейчас, успокоившись и более тщательно проанализировав урок, отвечу чуть иначе.
      Успеть за 40 минут реально. Во-первых, заданий всего три. Если первоклассникам дать на выполнение одного задания порядка 7 минут, то остается еще примерно 20 минут урока на все остальные виды деятельности. Фильм я показывала не полностью, а лишь особо яркие моменты. Конечно, выручали на уроке и детки, которые быстро и хорошо читают и так же быстро пишут.
      Утром вчера шла на работу, прокручивая в голове урок поэтапно. И почему-то мысль о конкурсе у меня возникла. Но потом подумала, что ни к чему все это. Что-то внутренне остановило. Возможно, сомневаюсь, что сумею методически грамотно все преподнести на бумаге (у меня с этим извечная проблема).
      Вот как-то так. Спасибо вам за "потрясающе"! :) Приятно. :)

      Удалить
  2. Спасибо, Надежда Александровна, за Вашу авторскую разработку! Вот и у Вас начались ФГОС:) Работа в группах удалась! У меня вопрос: а как Вы выбираете капитанов? Вот у моих пчёлок всегда проблема! Как мне Ваши офицеры понравились (сами рисовали?). Идея с конвертами разного цвета - отличная для 1 класса! Это какая подготовка к уроку сделана! Надежда Александровна, всё продумала до мелочей! Умничка!
    Ну "клеящие подушечки" надо будет поискать в городе. Правда, я тетради Ваши знаменитые ещё не могу найти, множество магазинов объездила - нетууу :( Но не сдаюсь! Заказала! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Долго я выжидала. Не хотелось, чтобы работа в группах превратилась для ребят в игру. Хватало у нас и песен, и сказок, и плясок. А хотелось изначально дать прочувствовать важность момента. :) По-моему, получилось.
      Офицеры у меня уже давно. Просила нарисовать учителя по ИЗО (сама не умею). Использовала их еще в работе с соколятами. По-моему, урок по Покрышкину делала. Школа тогда собиралась его имя носить (еще прошлая). И конверты у меня эти давненько - использую при случае. Удобная вещь для любого класса начальной школы. Да и таблички с цифрами у меня в классе стоят постоянно. Так что лишь нашла видео, да распечатала задания - у меня в "загашниках чего только нет"... А еще такая идея у меня родилась для урока окр. мира. У-у-у!!! Фантастика!!! КТП сегодня пролистала. Буду ждать подходящего момента...
      Успехов Вам в поиске! ;)

      Удалить
    2. Забыла про капитанов. На первый раз капитанов в каждой группе назначила сама. Но озвучила, что я делаю это первый раз, а в дальнейшем каждая группа будет выбирать себе капитана самостоятельно. После урока уж очень подробно остановились на том, какими качествами должен обладать капитан. Посмотрю в следующий раз как справятся. :)

      Удалить
    3. Вот и я в первом классе назначала (старалась, чтобы каждый побывал в этой роли), во втором классе сами выбирали, ох, и шума было! А в третьем и четвёртом мало кто хочет :( Говорят ответственность большая на командире, боятся. Может я сама ребятишек напугала обязанностями? Не знаю. Переживаю, что-то не так я делаю. Иногда даже не выбираю, чтобы ссор не было, наблюдаю, кто сам из ребят возьмёт ответственность:)

      Удалить
    4. Я назначила только первый раз в 1 классе - на данном уроке. Для сравнения, когда начала работать в группах с третьеклассниками (до меня им данный вид работы не был знаком), то с самого первого "группового" урока дети сами выбирали командиров. Думаю, у вас такая проблема возникла в связи с малым численным составом класса. Согласитесь, у нас выбор больше. :)
      Боятся?.. Хм.. Я бы, наверное, еще раз побеседовала с детьми о качествах, которыми должен обладать капитан команды. И так про между прочим (после каждого названного качества): "Ребята, а кто из вас обладает таким качеством?" А в конце беседы уж точно выявились бы прирожденные капитаны. :) И дети по другому бы относились (предполагаю всего лишь к лидерству). Потому как выявлено это было бы при коллективном разборе-анализе качеств. Но опять-таки - сколько у вас в классе человек? Сложновато, я думаю, делить на группы и назначать ответственных. Возможно, в Вашем случае стоит придумать что-либо особое? Например, один куратор на все группы? Или... На каждое задание свой ответственный за качество выполнения, например... Надо подумать...

      Удалить
    5. Спасибо, Надежда Александровна, за консультацию. В каждом классе у меня получатся по 2 группы по 5 человек в каждой. Но в третий класс пришла ещё 1 девочка, там получается 5 и 6 человек. Скорее всего я сама виновата. Воспользуюсь Вашим советам: поговорю с ребятами, какими качествами должен обладать командир.

      Удалить
    6. Вряд ли здесь есть Ваша вина, Ольга Александровна. Все-таки я склоняюсь к тому, что причина - малый численный состав класса.
      К примеру, первоклассников у меня 27. Из них одна яркая звезда и еще не более четырех звездочек (это я взяла по максимуму!!!) Итого - 5 на 27. В остатке - 22 ребенка явно не капитаны, скажем так. Все-таки бывают сильные наборы, бывают слабые. И от этого не уйти. Один набор не расшевелишь, а других притормаживать приходится - настолько активные. Может, еще и от года рождения зависит? :) Есть же люди от природы активные, а есть сромняги. И т. п. Думаю, Вы уловили ход моих мыслей. ;)

      Удалить
  3. Надежда Александровна! Браво! Отличное мероприятие! Действительно, боевое крещение казачат! Кое-что взяла себе на заметку. Вот так и сохраним память!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброго Вам утречка (а мне ночи), Ирина Петровна! Уж старалась, как могла. :)
      А если серьезно - то справились ребята на 5+! Выше всех похвал! Даже дети повышенной шкодности вели себя очень тихо, ни разу не нарушив ход работы. Наверное, потому как впервые в группах работали... :)

      Удалить
  4. Работа в группах - это всегда не просто во всех отношениях. Кстати чем старше дети, тем сложнее они образуют группы, мешают уже неформальные отношения, да и капитанов выбирать не легко. Вам с малышатами это удалось, браво.
    Про подушечки, что-то я не слышала, кто-то мимо меня прошел ;)
    А про Вашу рок могу сказать одно: все продумано до мелочей, все удалось
    А вот синквейны бы прочитать? Так все серьезно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, Вы правы, Анна Борисовна! Но почему-то подумала - а если дети с первого класса будут приучены работать в группах? Возможно, это скажется на групповой работе в среднем и старшем звеньях?
      Все работы покажу обязательно, Анна Борисовна! И шпаргалочки по составлению, которые вкладывала в конверт. :)
      За урок две группы сигналили красными карточками, что означает: "Испытываем затруднение! Нужна помощь!" Как раз на последнем задании - при выборе фильма и книги; и при составлении синквейна. Конечно, синквейн для малышей - самое сложное задание. Но ничего, пробуем, учимся. Главное, что детям это нравится!
      *** А Галине Тимофеевне строгий выговор! ;) :) :) Чтоб мимо не проходила! :-w

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна! Мне интересно в вашем блоге. О казачестве очень,очень много в блоге здесь: http://www.kazak-blog.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Татьяна! Спасибо!
      По указанной Вам ссылке сходила. Почему-то не нашла информацию об авторе блога. :-/ И там рассказывается о Донском казачестве, а у нас - Кубанское. Это немного разные вещи. У каждого казачества свой путь, своя история. Даже песни свои...

      Удалить
  6. Надежда Александровна, вот это урок, словно побывала на семинарском занятии в технику. Такой темп, смена заданий, видом деятельности. Браво! Я очень люблю составлять синквейны, но чтобы малыши?!! Это уж просто невообразимо. :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катюша! Пробуем, учимся. А если не учить детей ничему, то уж... Анне Борисовне вчера показала составленный детьми синквейн. Ей понравился. Все грамотно и правильно (за исключением нескольких орфографических ошибок) :) . Но еще маленькие. Только-только писать научились. А орфографию выучим!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Спасибо за рассказ об уроке! На сайте краевого Интернет-проекта «Победа деда-моя Победа!» педагогам предлагается принять участие в
    конкурсе методических разработок «Никто не забыт и ничто не забыто», обязательно отправляйте разработку своего урока!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Эльвира Ульфатовна вчера сказала о том же - что необходимо отправить у рок на краевой конкурс. Значит, придется немного посидеть и подумать, как теперь все этапы описать методически грамотно... Хоть и не люблю я это дело. Урок дать - одно, а написать - другое (для меня) :)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Надежда Александровна! Великолепный урок!!! Тоже отметила большую подготовку - медали, конверты и, конечно же, солдаты на доске... А детям-то как понравилось! И, как Лилия Павловна, тоже рекомендую оформить урок на конкурс, уверена, займет почетное место. Вы молодчина!!!

    Липучка заинтересовала :)) в каких магазинах можно приобрести: в канцтоварах?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Жанна Витальевна! Спасибо! Да. Главное, чтобы детям интересно было. :)
      Сейчас позвонила Галине Тимофеевне на счет липучек. Она покупала их в магазине О*Кей. А больше нигде не встречала. Уж не знаю, есть ли в Южно - Сахалинске сеть этих магазинов... :)

      Удалить
  9. Надежда Александровна, , здравствуйте! Один вопрос-когда Вы все это успеваете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так у меня ж, Людмила Викторовна, на семейном фронте все без изменений. А потому... Ну что еще делать одинокой женщине явно не юного возраста? ;) Только вот так развлекаться! :)

      Удалить
  10. Здравствуйте, Надежда Александровна! Потрясающе! Столько работы, исследований,наглядности. Про патриотическое воспитание я вообще молчу: каждый урок краеведения - это уже патриотизм.Обязательно урок должен быть на конкурсе.Без комплексов. Я опубликовала урок по краеведению и заняла 2 место в общероссийском конкурсе в номинации "Современный урок по краеведению с использованием ИКТ" (МАУНЕД). Советую.Такой труд должен быть оценен по достоинству.Он у вас уже написан.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Ивановна! Извиняюсь за задержку с ответом, но поддавшись всеобщему напору, готовила урок на краевой конкурс. :) Осталась одна проблема - урок мультимедиа (согласно нашему краевому конкурсу), а видео выслать невозможно, т.к. превышает вес, заявленный организаторами конкурса (хоть и обрезала его до трех минут). На Маунед сходила только что. Понравилось. Завтра подумаю и над этим....
      На счет "написан"? Мне провести урок легче, чем записать. Полдня сегодня пыталась изложить на бумаге то, что на уроке ручейком из уст лилось... И то как-то кривовато получилось...

      Удалить
    2. Обратите внимание и ориентируйтесь на критерии того, что будут оценивать. В Положениях это всегда есть.А про что писать и как писать - а кому легко: думаю, что все учителя так и мучаются. Но если долго мучаться...

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Александровна! Потрясающе, какой замечательный урок, трудоемкая подготовка, а вручение медалей героям - потрясающая идея. Я представляю... какую гордость испытывали дети. Спасибо, что у нас есть такие педагоги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория! Спасибо за добрый отзыв! Только вот чувствую я, что теперь у меня от этого урока появляется одна головная боль :) . Вот, вняв многочисленным советам коллег, решила подать его на конкурс. А мне как что умными словами описывать - так лучше и.... Бррр, одним словом.

      Удалить
  12. Надежда Александровна, от души поздравляю Вас с замечательным делом - созданием сборника! Так понравился этот факт, что посвятила ему пост.Здоровья Вам, новых креативных успехов, новых идей и воплощения их в жизнь, удачи во всех делах и начинаниях! Весеннего настроения и всего самого доброго! Искренне рада за Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мирослава! У Вас на блоге ответила сразу, а у себя с запозданием. Что-то сил под конец четверти совсем не было....

      Удалить
  13. Здравствуйте, Надежда Александровна! Первый опыт работы в группах, скажем прямо, удался! Первоклассники - народ, который любит играть в коллективные игры, а тут не только коллектив, не только игра (ведь согласитесь, что групповая работа всё равно воспринимается детьми как игра), но и много-много интересного и важного.
    Понравилось и содержание, и четкая организация. Повезло деткам с учителем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо! Точно-точно - как игра. На этой неделе еще раз "поиграли". ;) Счастливыыыы!!!! (Дети) :) . А я отсыпаюсь. Что-то сил маловато остается после таких активных недель.... ;)

      Удалить
  14. Надежда Александрована, здравствуйте! Это шедеврально! И медали, и тексты, и боевой листок! А детки какие молодцы! Спасибо Вам огромное за то доброе и светлое, что остается в детских сердцах, после таких вот уроков!
    За клеящиеся подушечки отдельное спасибо:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Спасибо! Клеящие подушечки - вещь вообще уникальная! Очень удобно - пользуюсь постоянно. Гораздо удобней магнитов.
      А разработку урока под напором коллег отправила на краевой конкурс мультимедийных уроков, посвященных 70-летию Победы. Результат станет известен лишь через месяц или чуть больше. К концу апреля, в общем. Подождем, как краевое жюри оценит. Бывает, что мнение экспертов диаметрально противоположно мнению практикующих педагогов. Подождем*с. :)

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере