26 февраля 2015 г.

Хорошо ли я знаю своего ребенка, или Нескучное родительское собрание

Здравствуй, мой друг! Порой можно услышать от родителей: "Ой, да что идти на это собрание? Пусть сразу скажут сколько сдавать, да и все!" А что? Ведь бывает и так. Но это явно не про нас. Человек от природы веселый, очень не люблю скуки и обыденности. А потому к сегодняшнему родительскому собранию в 3 классе, ведущим вопросом которого я выбрала тему"Родители и дети", подготовилась заранее.Как обычно, дети стали моими первыми помощниками и хранителями тайны. Конечно, можно было сделать все гораздо проще - раздать родителям тесты на тему "Какой я родитель", да и дело с концом. А как же тогда повеселиться? Покопавшись у себя в папочках, нашла много когда-то где-то найденных собраний и мероприятий (где-то когда-то что-то проводила сама, где-то что-то скачивала...) и объединила все в такой вариант. Забегая вперед, скажу, что и хмурились родители поначалу, и в растерянности пребывали, не зная, что ответить. Но в конце все переросло в безудержное веселье.
А теперь обо всем по порядку.
Раздала вчера своим ребятам по два листочка. Первый разделили на две части - "Я" и "РОДИТЕЛИ". Затем предложила детям ответить на вопросы:
1. Кем вы хотите стать, когда вырастите? (2 часть - кем хотели стать в детстве ваши родители?)
2. О чем вы мечтаете? (О чем мечтали в детстве ваши родители?)
3. Какой предмет вам больше всего нравится в школе? (Какой предмет больше всего любили в школе ваши родители?)
4. Чем вы увлекаетесь (хобби)? (Чем увлекались в детстве ваши родители?)
Вопросы только для детей.
5. Чему ты научился у мамы?
6. Чему ты научился у папы?
7. Что сам ты делаешь по дому?
8. Твой самый счастливый день?
9. Твой самый плохой день?
На эти же вопросы я предложила ответить и родителям. И уходили потом родители с родительского собрания зная, о чем им стоит поговорить со своим ребенком. Оказалось, что очень мало детей знают что-либо о детстве своих родителей.
Второй листик? Тут все гораздо интереснее. Часто мы, учителя, жалуемся на детей, звоним родителям, ставим двойки. Но не для того, чтобы ребенок был наказан, а исключительно для повышения качества обученнности и воспитанности. (По крайней мере, хочется этого). Часто замечаю, что дети боятся давать дневник для записи замечания или для плохой отметки... Что делать? И ребенка жалко (накажут), но и без внимания некоторые моменты оставить никак нельзя. Что ж... Пусть побудут дети в "шкуре" родителей, а родители детьми. Ставлю перед детьми задачу:
- Вы - строгие родители! Что делать, если (ответ записываем):
1. Ваш ребенок пришел домой из школы с двойкой. Ваша реакция - что вы сделаете?
2. Ваш ребенок пришел домой без сменной обуви. Потерял. Ваши действия?
3. Вы сказали своему ребенку навести порядок в доме, помыть посуду. А он ничего не сделал - играл в компьютер. Ваши действия?
4. Вам позвонил классный руководитель (я) и пожаловался, что ваш ребенок говорит плохие слова - нецензурно выражается. Что вы предпримете?
Из самых интересных ответов на вопрос № 2 был: "Заберу у него его планшет, телефон, продам, а на эти деньги куплю новую сменную обувь". На вопрос № 4 "Поставлю в угол и на 25 лет без компьютера!" Было, конечно, много интересных ответов... Попросила родителей их сохранить и потом показать внукам (детям моих нынешних учеников).
Родителям же предложила ответить на те же вопросы, но только с позиции "я- ребенок". Вот тут-то они призадумались!!! Немножко, сквозь смех, посетовали на то, что мол де они из детского возраста давно вышли. Но я была тверда и сказала:
- Ничего страшного, вспоминайте! А как вашим детям домой идти? С двойками-то?..
И уж очень они удивились, что на каждый ответ вопросов листика № 2 у детей было ровно две минуты.
Листочки с ответами детей (большинство из которых толпились у двери кабинета - так им было интересно) отдала уж после всех ответов родителей на вопросы:
- Читайте, сравнивайте - как хорошо вы знаете своего ребенка, а он вас. И знайте, какое бы наказание ждало вас дома, будь ваш ребенок вашим родителем!
Смеху было!!!!! Правда, Люда Г. приписала: "Если б я поступала со своим ребенком так, он бы никогда не пришел бы домой!" А Ксения Т.: "Моя мама так никогда не поступает. Она хорошая!" Настя К. написала два варианта ответов - первый по всей строгости, а второй на все 4 вопроса: "Понять и простить!"
Признаться, уж не знаю, что отвечали родители. Но когда я спросила:
- Всем все понятно? Оставлю без комментариев или?..
Родители лишь покачали головами:
- Все понятно, Надежда Александровна! Выводы сделали.
А дальше уж поговорили о делах классных, о пошиве казачьей формы - созванивалась с атаманом, с курирующими казаками, с директорами магазинов - кто что предлагает... О предстоящей поездке на весенних каникулах и о планах на дальнейшую школьную жизнь... Три недели до окончания четверти - есть время подтянуть "хвосты"... Ну, а "штрафники", я надеюсь, будут наказаны не очень строго - ведь у каждого родителя сегодня была возможность вспомнить, что и он когда-то был ребенком...


Картинка с сайта http://www.lenagold.ru/fon/clipart/l/lud2.html

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Читала и улыбалась - как же интересно было на собрании! Наверное, так и правильно - поставить себя на место детей, вспомнить свои шалости...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Интересно и весело. А детворе как интересно было!!! Они ж, герои, все свои ответы в тайне от родителей сохранили. несколько раз их из кабинета выгоняла, пока родители писали. Все ж так кучкой и стояли.
      - Интересно? - спрашиваю.
      Кивают:
      - Ой, да!!!
      Испереживались все.
      А родители смеялись от души. Там же ответы были: "Ах ты!... Где ремень? Вот!!! Все! Жопа красная! Иди в угол!!!" (Извиняюсь, но так и писали). И каждый раз "лишали" компьютера и планшета. :)
      А родители, конечно, подрастерялись немного - трудновато им было себя детьми представить. :) А сами как дети тянули:
      - Ой! Детям-то легче было на вопрос о наказании отвечать!!!
      Весело, Лилия Павловна, было! :) Ушли все с отличным настроением!!!

      Удалить
  2. Доброй ночи, Надежда Александровна! Собрание с такой темой действительно должно заставить задуматься родителей. Нам Лилия Павловна, кажется в прошлом году, тоже проводила собрание, на котором мы отвечали на вопросы, а потом сравнивали с ответами детей. Интересно! Я по другому посмотрела на своего сына. Оказывается, он у меня уже совсем взрослый. Я по привычке считала его маленьким, а он уже... Теперь разговариваем на равных (это было желание Ивана), скидок на возраст не делаем. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Интересно, изменится ли что в отношении моих ребят и их родителей? :-/ В суете сует бывает сложно понять своего ребенка - все не до того. Думаю, что родительские собрания такого рода помогут и родителям, и детям лучше понять друг друга. Жаль, конечно, что у меня все ж еще малыши. А то бы устроила какой-нибудь круглый стол или Брейн-ринг. Хотя?.. Возможно, в 4 классе что-нибудь и придумаем! :)
      А Иван?.. Заметно, что взрослый. (О росте уж промолчу ;) , и вот по уровню рассуждений и по умению вести диалог - точно!)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Александровна! Собрание, действительно, получилось нескучное! Может быть, благодаря ему родители поймут, что в ребенке нужно любить ребенка! нужно с ним общаться, интересоваться его делами, рассказывать об истории семьи. Пожалеть уже своего двоечника, прижать к груди и погладить по голове. Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Кто его знает, как получится... Сегодня спрашивала у детей о результатах - сколь много ответов совпало. Радует, что почти все родители угадали большинство ответов своих детей. Неплохо! А вот позвонить сегодня по поводу плохих слов пришлось на практике... Вот так... А ведь говорили только что. Ох уж эти детки...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна! Иногда многим детям не хватает родительского понимания, а некоторым даже простой ласки. Некоторые дети часто прижмутся и стоят, обняв тебя. Я считаю им не хватает любви, ласки. Или я не права? Идея собрания мне очень понравилось, стало интересно, а как мои ответили бы. Надо попробовать. Буду обращаться за консультацией :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна!Иногда я понять не могу - чего не хватает нашим детям? Может, порой и ремешка? Хоть я противник силовых методов воспитания, а вот сегодня вспомнила старые-старые школы с розгами... Чудят что-то мои детки. Поход в школу стал для них чем-то вроде праздника и развлечения. А учеба... То как получится... :(
      Пробуйте - интересно! :) А я у вас уже конкурсы позаимствовала. Готовлюсь. :)

      Удалить
    2. А я даже теперь боюсь детям делать замечание, что не сделано домашнее задание :( Некоторые родители, насмотревшись различных передач по ТВ, требуют, чтоб его и не было :(
      С интересом буду ждать Вашего мероприятия!

      Удалить
    3. Вот уж тоже проблема. Знаете, сейчас так хорошо иду со своими первоклассниками. Сегодня глянула на тетрадки - и вспомнила свою учебу в начальной школе. Так на душе хорошо стало! Без всяких "уси-пуси" и "маленькие детки с поломанной психикой". Пишем и число, и "классная работа", и "упражнение" - целым словом (без всяких сокращений). И все прекрасно, все успеваем. Может, и грех на душу взяла, но они у меня и дневники уже сами заполняют. Что растягивать программу? Я не понимаю. Эти динамические паузы (лишний урок) - кому они нужны???
      А родители третьего класса как-то и не спорят со мной практически. Да и я детей стараюсь не перегружать. Но с выполнением домашнего задания - беда-беда... Сегодня метала громы и молнии (да простит меня великий Зевс- громовержец... :!! )

      Удалить
  5. Да, весело живёте Вы, Надежда Александровна. На такие нескучные родительские собрания будут приходить с удовольствием. Родители с собрания должны уходить не опустошёнными и униженными от чрезмерных замечаний в адрес их ребёнка, а с пониманием, что надо изменить в отношениях с детьми, чем они могут помочь своему ребёнку. После такого собрания, думаю и родители, и дети найдут взаимопонимание. Мне понравились ответы Насти К. "Понять и простить".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Геннадиевна! Ага. Веселимся потихонечку, спасибо! ;)
      А Настя сегодня... Устно правила никак не могли ответить, предупредила, что будут отвечать письменно. Написали, извиняюсь за откровенность, отвратительно. Раздала и эти листики с ответами вчера родителям и предупредила, что переписывать сегодня будем. И вот Настена еле как на тройку пишет.
      - Что, Насть, понять и простить? - спрашиваю.
      -Не нааадоо...Нееет.. - отвечает насуплено.
      Куда ж несчастные два с половиной правила никак не выучить? Охо-хошеньки-хо-хо...
      А с родителями.. У меня еще одна задумка есть интересная. Все жду подходящего момента. Может, как поедем на природу, тогда в непринужденной обстановке и сыграем... Коль все выйдет, напишу. :)

      Удалить
    2. И так бывает! Простишь раз, простишь два, а оно (дитё) и радо! У меня с внуком так. Порой жалко бывает, а они - эти двойки проклятые так и появляются. То одно забыл сделать, то другое не выучил. А учиться ведь может хорошо! Математика даётся легко (тайно надеюсь - может в меня :) ). С русским, правда, проблемы. Торопимся, пишем с ошибками да ещё вкривь и вкось.

      Удалить
    3. Станет программистом, и письмо не нужно будет! :)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна! Я тоже за такие позитивные родительские собрания! Тогда и родители с удовольствием в школу придут, и детей понимать станем лучше. Вот и будет большая дружная семья. Тоже как-нибудь проведу похожее собрание. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! И я за позитив. Вот почему-то у моих детей в школе таких собраний никогда не было. А жаль. С удовольствием бы побыла на таком собрании в роли родителя! :)
      А семьей, мне кажется, в школе жить легче и проще! ;)

      Удалить
  7. Добрый вечер,уважаемая Надежда Александровна! Во время прочтения на ум пришли слова: "Все мы родом из детства" и "Как Вы воспитаете своих детей, так и они воспитают своих". Что тут скажешь? Я своим детям (собственным и ученикам) много рассказываю случаев из своего детства (и позитивных, и тех о которых воспоминания не самые радужные). С детьми нужно ГОВОРИТЬ, тогда и придет взаимопонимание. Спасибо за идею родительского собрания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Нам тоже мама часто рассказывала о своем детстве. И о нашем. :) Я, как и вы,тоже рассказываю ученикам о себе и о своей школьной жизни. Недавно первоклассникам рассказывала, как по глупости пыталась обмануть учительницу, учась в первом классе. Вывод, конечно, сделали правильный мы вместе. А вот такой откровенный рассказ о своих ошибках (признавая их) сближает, как мне кажется.
      Пожалуйста! :) Надеюсь, пригодится!

      Удалить
  8. Даже на знаю, как бы я справилась с Вашими вопросами... Может быть, потому, что школа еще впереди, но интерес такой прошибли... Спасибо! Задумалась

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Екатерина! Думаю, что Вы справились бы на "отлично"! А вообще... Далеко не все учителя такие родительские собрания проводят. С первоклассниками вот так не повеселишься (маленькие еще). Да и от родителей много зависит. Третьеклассные мои родители вот практически безропотно согласились принять участие в тестировании. :) А есть же классы, где родители пытаются управлять учителем...
      Всего Вам хорошего!

      Удалить
  9. Давно вынашиваю идею о проведении собрания вместе с детьми. Как-то в нашей школе учителя не практикуют такую форму работы. Это ж какая подготовка должна быть! А всем хочется побыстрее. И в конце концов родители перестают ходить на собрания.
    А на Ваше собрание и я бы с удовольствием пришла. Воспользуюсь Вашими наработками, идеи появились. Очень уж понравились Ваши вопросы и ответы детей. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И еще раз приветствую Вас, Людмила! А я бы с удовольствием провела бы родительское собрание вместе с детьми, но пока 3 класс - еще маленькие. Может, рискну в четвертом... Или в конце третьего... Маленькие они у меня, да бедовые - думаю, справятся с родителями! :) Пока только мысли в голове витают, не оформившись окончательно. Что-нибудь познавательно-веселое! Поменяемся ролями тоже, я думаю! ;) Для старшеклассников спектр вопросов можно расширить, а нам пока и этих хватило. :) Успехов Вам в Вашем труде! Рада знакомству! :x

      Удалить
  10. Надежда Александровна, как же я люблю эти нетрадиционные формы проведения собраний. только так можно расшевелить наших родителей, обратив их внимание на то, что детишками следует заниматься. Только так можно показать нашу работу по воспитанию детей. Только так можно ДОКАЗЫВАТЬ, что педагоги творят БЛАГИЕ дела! Спасибо за работу, за собрание, за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна! Это Вам спасибо за Вашу энергию и непрекращающийся энтузиазм, коими Вы всенепременно заражаете всех, не позволяя войти в колею обыденности. :) Ведь именно Вы сподвигли меня на на проведения родительского собрания именно в такой форме (когда я спросила разрешение на проведение собрания вне графика) своей фразой : " Проводите! Придумайте там что-нибудь интересное!" Так что, коль рыба гниет с головы, то, получается, оттуда же и ума набирается! ;) (При обратном развитии событий ;) )

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере