22 ноября 2014 г.

Писать красиво нелегко... или Исправление почерка

*NEW!!!  Исправление почерка ВИДЕО с пояснениями.***
 Как быстротечно время... Все меняется, но пока одно остается неизменным - школьные тетради. Возможно, дети третьего тысячелетия будут учиться писать сразу при помощи компьютера, как знать... Но пока на подоконнике мирно лежат стопки тетрадей в ожидании проверки.
Смотрю на популярные сообщения у себя в блоге и вижу, что неизменный интерес у читателей вызывает мой июльский пост "Писать красиво нелегко". Готовилась к новому набору первоклассников, штудировала литературу, размышляла. И никак в тот момент даже представить себе не могла, насколько актуальной тема письма станет для меня в этом учебном году. Первый класс я, конечно же, взяла. И третий тоже (это вдруг кто не знает). И вот здесь меня ждала не очень приятная неожиданность. В классе оказалось 28 детей, а более или менее сносный почерк оказался всего у 5 человек. Расстроилась ли я? Огорчилась?... Нет - разозлилась.
На первом родительском собрании пояснила родителям, что они могут на меня куда угодно жаловаться и т.п., но такие тетради я проверять не стану. Буду все перечеркивать, рвать, выбрасывать, заставлять переписывать... К моему счастью, родители учеников с моей позицией согласились. Ну, а с "рвать и выбрасывать" я явно погорячилась. Черкать - черкала, а вот тетрадки третьеклассников с начала учебного года храню. Сегодня посмотрела как пишут мои малыши-первоклассники, вздохнула - быстро учатся. Вроде ж только вот ничего не умели... И пошла пересматривать тетради третьеклассников - каков результат и как быстро произошел сдвиг? (Оказалось, первый результат стал явно заметен примерно через месяц). Дело в том, что переучивать писать детей в таком масштабе (целый класс!), мне еще не доводилось.

Вот то, что я увидела в начале сентября 





И вот то, что я имею на сегодняшний день (чуть более двух месяцев работы)

За ручками, цветом пасты слежу строго

Кажется, что писал один ученик. Но все тетради абсолютно разных детей 
Разница немножко видна... С чего я начала? Первым делом, конечно же, позаимствовала у своих первоклассников стопку тетрадей с дополнительной косой. И начали мы с третьеклассниками учиться писать заново. Расчерчивала доску и... ВМЕСТЕ со мной, под счет прописывали каждую букву по элементам, соединения. Это главное. (Потому как просто дать ребенку такую тетрадь и сказать: "Пиши!" - явно недостаточно). Вот так все начиналось...

Ефим. (Думала, что никогда он у меня писать не научится... хотя бы аккуратно....)

 Как можно заметить, что-то я прописывала детям карандашом, а они обводили.

Ошибалась... Что-то получилось...

Влад Р. Сдвиги есть, продолжаем работать.




Настя К.


София (одна из немногих писала прилично)

 А стала писать еще лучше

Влад К. Научить его писать красиво казалось нереальным...



Оказалось, что казалось...
 

Алина (и вот тоже неплохо, вроде)

Но ведь можно и лучше!!!

Алексей.



 Илья

Хоть и неплохо писал, злая Надежда Александровна все одно красоту требовала!

Привести можно еще множество примеров. Но думаю, пока достаточно.
Сегодня похвалила ребят. И всех вместе, и каждого в отдельности. Отметила, что они не только стали красиво писать, но и более грамотно. Сказала, что напишу о них в блоге - обрадовались! А еще все вместе мы решили, что в конце года каждый третьеклассник напишет  (специально для читателей "Азбуки") красиво добрые слова. Только теперь уже на обычном тетрадном листе - без дополнительной косой. Ну а пока мы попишем в таких тетрадках, рановато на широкую линию переходить.
Отметила я сегодня и то, что три мальчика в нашем классе так и не научились красиво писать. (Тут скажу, что в двух случаях явно необходима помощь специалиста). А вот Димка Н...
Как услышал он о предстоящей публикации в блоге, так расстроился, что...
До последнего я с ним воевала. И просила, и ругала, и карандашиком прописывала слова, чтоб обводил. Все бесполезно было!



А вот сегодня после урока подбегает: "Надежда Александровна!!! Посмотрите, как я старался!!! Только задание не успел сделать..."


Вижу, Димка мой дорогой! УРА!!!
Я ведь думала, что уж никогда его букву б не выверну в правильную сторону...

Так было...

Возможно, кто-то посчитает, что совсем незачем ребенку писать красиво, а я вот считаю иначе.
Дорогие мои дети и родители моих учеников! Благодарю всех за старание, трудолюбие и терпение! 
Спасибо вам!

И еще на тему письма:
5. Писать красиво нелегко? Итоги первого года обучения
6. "Исправление почерка мы вам обещали? Получите и распишитесь..." (Результат, письмо в тетрадях с широкой линией)

55 комментариев:

  1. Снимаю шляпу, Надежда Александровна! Это ж сколько нужно терпения (у меня, боюсь, столько нет), чтобы все начали писать красиво!!! Теперь понимаю всю тщетность минуток чистописания, которые ничего не дают ни уму, ни рукам. Тут настоящая систематическая работа! А вот у нас по программе «Школа России», начиная с третьей прописи, уже отменили вообще косую линию! Каково же было мое удивление, когда на необычный наш урок я раздала сгенерированные листочки, на которых была косая, и ребята сразу это заметили и обрадовались! Они понимают, что косая линия, даже редкая, помогает контролировать наклон букв! А вот таких тетрадей, в которых пишете вы, я не видела раньше. Теперь думаю о том, чтобы заказать (у нас по-другому не получится) на четвертую четверть для всех ребят.
    Браво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Петровна! Только вчера, рассматривая работы первоклассников, поняла, что поступила верно. У меня с ними тоже "Школа России". Так вот, памятуя о соколятках, с кторыми, хоть и по другой программе. но писала в прописях, а с дополнительной косой (тетради Шкляровой) взяли для дополнительной работы, но результата особого не было, в этом наборе я поступила наоборот. Оставила прописи для "просто так пописать, когда скучно станет", а учить писать детей начала сразу вот в таких "косых" тетрадях. Сейчас много деток заболело, новую букву не стала изучать, а опять дала детям диктантик (с числом и проч.!!!!!) КРАСОТА!!!!!! И, кстати, посмотрите, какие мы уже тексты пишем на списывании!!!! Молодцы, дети!!!

      [im#]https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-AafgNfodD5E%2FVHATl1OUE8I%2FAAAAAAAAC-k%2F_vToPct0OcY%2Fs1600%2FSAM_1311.JPG&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*[/im]

      Удалить
    2. Еще раз БРАВО! =D7 Скажите, а какими ручками у вас пишут третьеклассники? Я раньше всегда просила родителей покупать простые (ну как раньше по 35 копеек были), теперь ручки с резиновыми накладками, на мой взгляд, удобные, но тонко пишут, я такие не люблю, сама такой ручкой красиво не напишу. Предпочитаю толстую Corvina. Родительскому комитету уже сказала про такие тетрадки, будем покупать на всех ребят! Хочу повторить Ваш подвиг!))

      Удалить
    3. Только не толстую, Ирина Петровна! Хоть и сама никогда ручки с тонким стержнем не любила... Но советую всем покупать только ручки "Пилот" или обычные, но с тонким стержнем. Лучше со светло-фиолетовой или голубой пастой. Чем "пилотовские" нравятся - паста не мажет. (Из "пилотовских" - те, у которых стержень тоньше, их 2 вида).
      Успехов Вам!
      Еще совет - те детки, которые совсем уж плохо пишут, пусть пишут карандашиком. Я после Нового года начну писать с первоклассниками ручкой. Но думаю, что несколько человек еще до конца первого класса все ж придется оставить "на карандаше".
      P.S. - в таких тетрадках и Вы научитесь! ;)

      Удалить
  2. Слушайте, Надежда Александровна, да Вам памятник поставить нужно за терпение, требования, небезразличие и героизм! Результат очевиден!

    Странное дело, почему тетради с косой линеечкой перестают уже использовать во второй четверти первого класса? По крайней мере, в нашем классе это было так... Но ведь можно было сделать исключения из правил для некоторых учеников. Вот Андрей писал с косой линейкой ну, мягко скажем, ровно, а только дали с большой - одна буква малюсенькая, вторая - сантиментр... Ужас! Дома пытались много раз заниматься именно с косой линейкой, как он психовал: "Не буду! Мы не пишем в таких тетрадях, Татьяна Михайловна мне не делает замечания, говорит, что всё хорошо, у меня же нет двоек-троек! Значит, я хорошо пишу, без ошибок!"... Вот так-то, Надежда Александровна... Так что у нас в доме живет "курица с лапой"...

    Желаю Вам всего самого наилучшего, с огромным уважением!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Как я Вас понимаю! Родители третьеклассников говорили мне, что их дети практически не писали в тетрадях даже с обычной косой. Вот в этом случае я абсолютно не согласна с требованиями программы. И на свой страх и риск учу детей писать по-своему. Лично мне мало того, чтобы ребенок просто писал без ошибок - красоты хочу!!! :)
      На последнем собрании родители задали мне вопрос - как долго дети еще будут писать в таких тетрадях? Ответила, что до последнего (возможно, и в 4 классе, не знаю еще пока как скоро "устоится" почерк у детворы), пока рука "не станет". Ничего. Все согласились!
      Спасибо!!!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надеждочка Александровна! Как хорошо, что Вы есть! Как хорошо, что я с Вами знакома! Скажу честно, сколько я сделала ошибок! Стыдно самой. Рано перевела своих пчёлок на тетрадь в широкую линейку. Слабо отрабатывала навыки каллиграфического письма. Каюсь. Буду исправляться)
    На этой неделе собирала районную экспертную комиссию по проверке работ, представленных на муниципальный конкурс по каллиграфии "Золотое перо". Работ было много. Ну, а достойных очень мало. Ошибки у всех одни: наклон, неправильное написание букв и соединений, неправильное оформление предложений. Одна учительница из экспертов сказала, что у неё 4 класс и почерк уже сформировался, хотя и неправильный, ну, что сделаешь, они уже взрослые. Надо бы ей дать почитать Ваш пост, что бы она ответила?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Сколько я шишек набила с письмом!.. Ведь казалось бы - что проще? Есть методички, готовые прописи - бери и учи. А оказывается, что если все делать правильно, в соответствии с программой, то результат, мягко говоря, не радует. Так что вряд ли есть тут ошибка учителя. Только вот проверять потом такую писанину совсем не хочется...
      Ух ты! А я о таком конкурсе не слышала!
      Кстати, вот рада, что взяла этих деток именно в НАЧАЛЕ 3 класса. Как подсказывает опыт, переучить писать детей во втором полугодии 3 класса уже гораздо сложнее. А уж в 4 классе... Признаться, не пробовала. Но думаю, что упорство и труд результат дадут! Но все равно, конечно, нужно как можно раньше начинать работу по выработке красивого почерка.

      Удалить
  4. Надежда Александровна, здравствуйте! В классе (у меня сейчас третьеклассники) только у нескольких человек почерк соответствует требованиям красоты)))
    Слышала и видела такие тетради. Были сомнения в результативности. Теперь их нет. На собрании покажу Ваш пост родителям. Надеюсь убедить.
    Как Вы считаете, для всех деток лучше завести такие тетради или можно выборочно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Думаю, что всем нужно заводить одинаковые. И обид не будет, не будет насмешек. И вот еще специально привела пример работ детей, которые неплохо писали. Но ведь еще лучше писать стали! Изначально придется строго следить, чтобы каждая буква "жила" в своем "домике" (сама уж придумывала) - домик для буквы, домик для соединения. Расчерчивала в такую косую цветным мелом себе доску - и вместе писали. "Спинка буковки по косой - раз!" Все "повороты", петельки, "пузики", "головки" буковок показывала-проговаривала (где что закругляем и куда "селим").
      Успехов!!!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна! Не перестаю удивляться Вашему терпение и старанию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Сабина Мелконовна! Спасибо! Главное, что детям теперь самим нравится писать красиво. И радостно!

      Удалить
  6. Добрый день, Надежда Александровна! Вы - настоящий боец! Столько сил на правильный почерк! Вы доказали, что можно исправить. А мне не нравятся соединения букв, предложенные Виноградовской программой. Я сама вынуждена переучиваться, дети мне замечания делают, что неправильно соединяю. В тетрадях на печатной основе еле успеваем, поэтому пока тоненькие не завели. Что-то задумалась я после Вашего поста...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Татьяна Николаевна! Спасибо за комментарий! Честно, я сомневалась все. Думала, что, может, я одна такая неумеха - не могу детей по прописям научить писать красиво?!
      Отвечала уж Ирине Петровне - бросила я эти прописи. Много, конечно, пришлось выписывать самой. Много. Но результат - посмотрите!!! (Специально уточняла у родителей - НЕ ПИСАЛИ дети ДО школы!!!) Вот, к примеру... Немножко Яночка, правда, подрастерялась - откуда текст диктанта писать нужно (но это ведь только начало!!! Да и диктанты я первашам даю на свой страх и риск - вне программы...)

      [im#]https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-o1MUrkQe8v8%2FVHBJ93OspDI%2FAAAAAAAAC-0%2Fth5g5Bp9Cic%2Fs1600%2FSAM_1309.JPG&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*[/im]

      [im#]https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F--z8pK5_pL9M%2FVHBKAoc1h7I%2FAAAAAAAAC-8%2FcbBCs9UxZTg%2Fs1600%2FSAM_1310.JPG&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*[/im]

      На каких, извиняюсь, прописях такой результат наработаешь?!


      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Я, как обладатель ОЧЕНЬ плохого почерка, скажу Вам: то, что Вы делаете - очень правильно! Сейчас из-за почерка у меня много неприятностей. Иногда, когда спешу (записывая за учителем конспект на уроке) ТАК (!!) накалякаю, что потом дома разобрать ничего не могу. Приходится самому до всего докапываться.
    Пойду ка я, куплю ка себе таких тетрадок и попробую... может не поздно исправить? :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Иван! Спасибо за поддержку! Тетради такие, говорят, найти не так просто. В начале года еще были в свободной продаже, а вот сейчас... Но думаю - кто ищет, тот...
      Попробуй, Иван, и обязательно напиши, о том, что получится. Не забывай писать "по домикам" - "домик" для буковки, "домик" для соединения! Говорят, старшеклассникам для исправления почерка очень хорошо писать под метроном. Пробуй! Если что - обращайся - попробуем вместе (а потом запатентуем свою методику)! :-bd

      Удалить
    2. У нас в городе есть такая компания "Каллиграф". Учат писать красиво. Стоит достаточно дорого. Когда по телевизору пускали рекламу, смотрела внимательно. Так вот: пишут дети в таких же тетрадях, буквы по домикам. Единственная разница, что письмо отрывное.

      Удалить
    3. Читала летом о "Каллиграфе". Но вот в том и суть, что все написанное-показанное о них носит больше рекламный характер. Методику полностью свою они не раскрывают. "Приезжайте-платите-научим".
      Про такие тетради я как-то упустила. Вот то, что они во всю используют ритмический метод обучения письму, знаю точно.И, если я правильно поняла, дореволюционную методику чистописания (отрывное письмо именно оттуда). Все никак до библиотеки не доберусь. Может, там возможно будет найти книги авторов тех времен? Вот хотелось бы мне прочитать эти уникальные пособия.

      Удалить
    4. Здравствуйте, Надежда Александровна! А я застала то время, когда учились писать "калиграфически" с первого класса. Ручка, пёрышко, чернильница, тетрадка в косую линейку "лощеная" , и "вниз - нажим, в сторону - без нажима... Точки в Заглавных буквах - обязательно :) Но сейчас всё-равно почерк "не очень". Наверное сказывается "стенография". ;)

      Удалить
    5. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! А у меня почерк меняется в зависимости от настроения и ряда других причин. Но кому оно - наше письмо нужно! :) ;)
      А вот проверять тетради детей хочется с удовольствием при минимуме временных затрат. Да и, как замечаю, очень нравится родителям, когда ребенок пишет красиво. А ребенку нравится, когда его хвалят. Так что, получается, в выигрыше все - и ребенок, и родители, и учитель!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Надежда Александровна! Склоняю голову. Спасибо Вам за Ваши советы. Занимаюсь с внуком, но, пока пишет в прописях, получается не плохо. В обычной тетради, только если очень постарается. А уж в тетрадях по математике и другим предметам и стараться не надо, как руку повело. В пятом классе учителя уже на почерк не обращают такого внимания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Геннадиевна! Спасибо! Вот и получается, что учить ребенка писать нужно в начальной школе.
      Людмила Геннадиевна, а что говорит логопед? У внука Вашего дисграфии нет? И еще вопрос - а как он пишет гелиевыми ручками? Дайте попробовать и пронаблюдайте. (Дело в том, что при письме гелиевой ручкой ребенку легче контролировать силу нажима. У меня просто мысль-вопрос возник. Если, к примеру, два предложения в день гелиевой ручкой писать красиво - "пойдет" рука на исправление или нет?) И еще мне бы очень хотелось увидеть образцы почерка Вашего внука.
      Да уж - учителям старших классов не до того...

      Удалить
  9. Надежда Александровна, здравствуйте!
    Я в восторге! Всё правильно - если можно переучить - то так и надо сделать, пусть и затратив время и силы!
    Что в 3 классе - я в 11 классе переучиваю писать цифры! Ведь потом при компьютерной обработке бланков ЕГЭ ответы просто не засчитаются!
    Удачи Вам в таком нелёгком деле!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Мелькали у меня мысли и на счет экзаменов.
      Главное сейчас - застабилизировать результат. Поэтому будем работать дальше. Надеюсь, что к окончанию 4 класса у большинства моих учеников сформируется довольно приличный почерк.

      Удалить
  10. Надежда Александровна, посмотрела тетради Ваших учеников и порадовалась за них: как хорошо, что они попали в руки к такому учителю,как Вы, хотя бы в третьем классе. Согласна с теми педагогами, которые ругают сегодняшнее отношение к чистописанию. Мне довелось общаться с учителями старой школы, так вот у них все дети прекрасно писали, невзирая на все новомодные штучки вроде особенностей темперамента, характера и т.д. Но разве сейчас продают такие тетради? По-моему, это раритет. Подскажите, где их можно купить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Васильевна! Что греха таить - я тоже приверженец старой школы. И писали, и читали, и считали дети. А сейчас - все прям гиперактивные и всем весело. Трудиться, стараться с таким "диагнозом" необязательно. И любое поведение ребенка оправдано. Нет, не согласна я с этим. И вот результат пока имею...
      Тетради вновь такие стали выпускать не так давно. Должны они быть в любом магазине, где тетради продаются. Но, увы, их быстро раскупают. Или просто не завозят, боясь невостребованности товара. Знаю, что в некоторых магазинах их можно заказать. Одним словом - нужно спрашивать везде. У меня родители учеников покупали где-то тут у нас на Комсомольском.

      Удалить
  11. Надежда Александровна, давно не заглядывала в тетрадки ваших ребятишек, а оказывается уже такие сдвиги! Пора проводить мастер - класс в школе, не зря я на педсовете сказала: "Не видите результат в детском письме - стоп! Опять начинаем сначала! ". Уверена, что Ваши ребятишки выпишутся, учителям старшей школы не придется разбирать каракули)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна! Стараемся! Постоянно отслеживаю все подвижки почерка ребят. Ох, и рады они! "А я? А у меня лучше???" Удивилась, но многие родители отмечают прогресс у детей, но и не собираются останавливаться (тьфу-тьфу). Волнуются, хотят, чтобы дети писали еще лучше. Есть несколько ребят, которые неправильно ручку держат. Приобретают ручки с насадками после того, как узнали, что это тоже на почерк влияет. Вот таким родителям я искренне признательна! Я в школе слежу, они - дома. Тогда и результат в разы быстрее наступает.
      Мастер-класс? Проведем, коль нужно. Я ж с радостью!

      Удалить
  12. Дорогая Надежда Александровна, сколько же сил и времени Вашего положено на то, чтобы так дети писали. Тетрадочки чистые, аккуратные, а почерк?!! Он у всех одинаковый, сразу видно идет целенаправленная работа. Сколько важных мыслей и советов для себя взяла из бесед с комментаторами, Вашими коллегами. Спасибо. А мы все прописи обводим. Тоже возьму такие тетрадочки

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Катюша! Спасибо на добром слове. В День учителя в школе проводили уроки старшеклассники. Девочка, "работавшая" в этот день учителем на моем 3 "Б" спрашивает подсказку на уроке русского языка. Говорю: "Пройди теперь по классу, посмотри как пишут..." Она обошла класс, а потом посмотрела на меня растерянно, только глазенками хлопает: "Ой, а у них почерк у всех ОДИНАКОВЫЙ!!!" Ну я-то, конечно, вижу разницу... А вот со стороны... И так мне приятно стало, что поняла я в тот момент, что это самый огромный комплимент, мне сделанный. (Я-то уж знаю, чего мне это стоило).
      А вы с Маришкой, смотрю, всерьез к школе готовитесь?! Тогда еще рекомендация. Про "домики", я думаю, Вы уже поняли. Еще - необходимо контролировать силу нажима (пишите пока только карандашиком -ТМ, хорошо заточенным). Раз- нажим по косой, и - закругление элемента без нажима. Как я объясняю детям:
      - Вот едет машина по шоссе. Какая у нее скорость? (Большая). Водитель давит на газ? (Да) Так и мы по прямой - давим на карандашик, как водитель на газ. ("РАЗ!" - считаем). А на повороте? (Снижает скорость, на газ давит плавно). Так и мы "на повороте" - на карандаш ("педаль газа") не давим, плавненько поворачиваем.(Считаем: "Иии!")
      Успехов Вам! Маришке привет!

      Удалить
    2. Надежда Александровна, спасибо огромное, Вы столько внимания уделили, обязательно возьму к сведению все Ваши рекомендации. Про машину - все так доступно. С мужем долго с

      Удалить
  13. Наталья Филипповна Марченко25 декабря 2014 г., 1:56

    Надежда Александровна, какая Вы умница! Я учитель русского языка и литературы из Ейска, руководитель ШМО и РМО по русскому языку и литературе. Успехи Ваших детей просто поразительны! Я взяла в этом году 5-й класс, почерк у некоторых ребяток просто ужасный. Буду использовать Вашу методику и покажу своим коллегам из начальной школы, к чему они должны стремиться! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Филипповна! Спасибо!
      Буквально вчера с третьеклассниками подводили итоги - кто научился писать красиво за прошедшие 2 четверти. С неисправленным почерком из 28 ребят остались только двое. Никак не могут начать стараться. Есть детки с особо сложными случаями, но прогресс заметен, работаем, не останавливаясь. Самое главное, что детям самим очень нравится. Сейчас усиленно работаю над тем, чтобы дети писали с минимумом исправлений, а если уж делали их, то очень аккуратно. Вчера обняла и расцеловала свою Варвару - умненькая девочка, но столько грязи в тетрадях разводила! Писали полугодовые контрольные, так... Русский написала с одним некрасивым исправлением (за что немедленно получила порцию моей расстроенности :) ) И, как следствие, математику написала - без единой помарочки!!! Вот где праздник для меня. Я, признаться, от радости носом хлюпнула...

      Удалить
  14. Добрый день, Надежда Александровна!
    Совершенно случайно Google завел меня на Ваш блог, и я тут прямо застряла на полтора часа :)
    Дочка закончила первый класс - на лето задание огромное, прямо по дням, на каждый день (кроме выходных) расписанное. До сих пор не могу решить, стоит ли столько времени отнимать у ребенка от летнего отдыха - поэтому стараюсь хотя бы "переделать" задания так, чтобы ей было интересно (добавляю всякие раскрасочки, наклейки и прочие интересности).
    Хотела найти какие-нибудь интересные и необычные прописи, а попала сюда. И зачиталась..

    У нас, как, наверное, у многих, уже с октября месяца в первом классе ввели тетради в широкую линейку. Почерк у Мариши итак был плохой (а точнее совсем еще никакого не было - какой почерк можно получить за месяц?) - а тут вообще стало плохо..
    Тетради в такую линеечку как у вас я нашла в магазине сама (благо, у нас с ними проблем нет - всегда в наличии) - и полгода еще пыталась вмешиваться в процесс обучения, заставляя сначала писать в ней, а уж потом переписывать в тетрадь в широкую линейку (писать в такой сразу учитель не разрешила :( )
    Потом банально перестали успевать - дополнительных занятий (рисование, лепка и всякие спортивные) стало больше, и ребенку вечером уже просто было не до черновиков.
    На лето в заданиях есть прописи, но и они на широких линеечках. Мне очень не нравится, что получается, а что делать не знаю.. :(

    Спасибо за блог, читаю, потихоньку проникаюсь. Я была уверена, что уже все учителя перешли на "новую" систему обучения (наша, хоть и в возрасте, с уверенностью заявила, что писать будем только в широкую линеечку, чтобы потом не переучиваться) - и моя уверенность в необходимости косой линейки уже была под вопросом, все-таки я не учитель..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оля! Послезавтра буду дома (сегодня практически случайно попала к себе на блог с чужого ноутбука), тогда отвечу Вам более подробно. А пока спасибо за комментарий и проявленный интерес! :)

      Удалить
  15. Вы знаете,Надежда, вы-герой! Сколько же нужно терпения, чтобы заставить, увлечь, привлечь внимание ребенка. чтоб он слушал и понимал Вас как нужно писать, в какой домик закручивается та или иная буква! Я видела отрывок небольшой из вашего "видео-урока" и просто захотелось к вам на урок! Эх..жаль. что вы, как мне кажется единственная, кто обладает такие даром учения красивописания.... Ведь практически все учителя не особо вникают в эту проблему с почерком. Просто пишут - "Плохой почерк" или "Пиши четче" А вот КАК ЧЕТЧЕ писать они не объясняют...

    P.S. мне кажется все в душе верят, что дети с плохим почерком становятся хорошими докторами....Но это печально...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Машенька! Спасибо за добрые слова! Да, увы и ах, в последнее время очень мало кто уделяет особое внимание каллиграфии...
      Знаете, проверяю сейчас тетрадки своих второклассников - красота! Минимум времени, тетрадочки в руки взять приятно. Да, "отпахала" год. И уставала, и ревела, зато теперь душа радуется.
      Четвероклассников еще держу на доп. косой. Но последнюю четверть. Потом переведу на широкую. Что будет? Посмотрим. Все-таки почерк - это такая штука, которую нужно выставлять сразу, иначе потом проблем не оберешься... Да и держать на контроле постоянно надо. Думаю, что конец этого учебного года покажет, что и как у меня получилось....
      А про докторов? ;) Конечно, миф.... Для очистки совести....

      Удалить
    2. Мне кажется, что ваши четвероклашки будут "втихаря" подрисовывать карандашиком косые линии или как мы раньше для письма по белому не расчерченному листу подкладывали лист в линеечку)
      :-B

      Удалить
  16. У меня дочь во 2 классе. Программа "Школа 2100". В 1 классе прописей 5 штук (!) - все никудышные. Ни в одной, даже в самой первой нет линии наклона! О чем можно дальше говорить... Почерк у нас не ахти, беду искать такие тетради и как-то исправлять сама. Еще сын подрастает, через 1,5 года в школу - вот и будем сразу дома тренироваться. Спасибо за ценный опыт!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, неизвестный читатель! Прописи 2100 мне знакомы. Работала по этой программе. Сейчас идем по "Школе России", но и тут прописи оставляют желать лучшего. А потому без терзаний и сомнений начала учить писать детей в тетрадях с доп. косой. Результат есть, разница очевидна.
      Успехов вам в исправлении почерка!

      Удалить
  17. Надежда Александровна, спасибо большое, что пригласили! Результат работы впечатлил!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Алла Юрьевна! Спасибо, что зашли. :) Трудно переучивать детей, да и результат все равно ниже, чем если изначально учить ребят писать правильно. Но хоть читать можно. Да и борьба за читабельный почерк должна идти на протяжении всей начальной школы. Тогда и вам, учителям старшего звена, будет гораздо проще.

      Удалить
  18. Надежда Александровна, добрый день. Случайно наткнулась на ваш блог. Посмотрела фото.Оба моих сына пишут как курица лапой (6 и 2 кл.) Пробовали разные прописи со старшим - не помогало.Плюнула. Сейчас у младшего почерк становится хуже, чем у старшего. Подскажите с чего начать исправлять почерк и как правильно это сделать. Заранее спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана! Опыт говорит о том, что если ребенок пишет некрасиво, то его просто изначально не научили правильно писать. Увы и ах... Уже сейчас могу сказать, что исправить почерк можно. Конечно, не до того уровня, если бы сразу ребенка научили писать правильно, но все-таки результат есть. Внизу этого сообщения есть ссылка на мою статью "Обучение письму: пошаговые рекомендации..." (Она кликабельна, но ссылочку даю и здесь) http://kubannada.blogspot.ru/2015/09/blog-post_19.html#more . Вот исправлять почерк - по той же схеме, что и учить писать.
      nadezhda-samoylova@bk.ru - это моя электронная почта. Если будет возможность - сфотографируйте работы своих ребят (или отсканируйте) и пришлите мне. Посмотрю, а тогда уж решим, что делать. :) (Мне так проще сориентироваться будет, на что Вам сделать упор в дальнейшем). Не стесняйтесь, пишите на почту, если будут вопросы. Чем смогу, так сказать, помогу. :) Успехов!

      Удалить
  19. Наталия Владимировна4 марта 2016 г., 16:59

    Спасибо Вам, Надежда Александровна, огромное! За смелость не следовать методике, а идти от учеников, за большое сердце, за надежду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталия Владимировна, Вам за добрый отзыв. Скоро выпускать четвероклассников. Борьбу за почерк не оставляю по сей день. И ребята молодцы, стараются. Буквально на этой неделе без малого слезу не пустила, проверяя тетради старшеньких. Честно. (Уж вообще красота в подавляющем большинстве тетрадей). До сих пор ежедневно разбираем с ребятами - кто и как пишет, кому что исправить нужно. Главное - не пускать на самотек + постоянный контроль. Тогда и результат будет.

      Удалить
  20. Вы такая умница! Моей дочери только 5 лет, поэтому пока не столкнулась с такой проблемой. Но в этом году я открываю детский центр, и, подыскивая методику обучения детей чистописанию, наткнулась на Вашу статью.
    Я прослезилась. Очень люблю детей, ценю их труд, старания. Всегда приятно видеть, то что детки делают успехи, но без должного отношения и заботы, это не возможно.
    Спасибо Вам за Вашу работу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Оксаночка, здравствуйте! Приношу свои извинения, что не смогла опубликовать Ваш комментарий сразу и сразу ответить на него. Неделю была на море. Без интернета... Счастье... Однако...
      Такое бывает весьма редко, но все ж случилось....
      детвора моя школьная - счастье великое для меня. Наверное, я тщеславна, но очень уж мне хочется, чтобы детки МОИ лучшими были...

      Удалить
  21. Наконец-то встречаем учителей, которым небезразличен почерк ребятишек и которые готовы вкладывать труд и терпение в это развитие! Благодарим всех вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина, и вам за неравнодушие. В общем и целом динамика положительная. К сожалению, встречаются еще родители, которым все безразлично. Отмахиваются, прикрываясь наследственность. А если это не наследственность, а просто нежелание?

      Удалить
  22. да, но вот только почерк - это своеобразный способ самовыражения, человек сам научится писать. вы почерк Есенина видели, Петра Первого? это жуткое зрелище, однако, это не помешало им стать великими людьми. дайте ребенку выбрать то, что ему нужно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алина! Спасибо за Ваше мнение. Только вот сомневаюсь, что сразу более 20 человек в одном классе - будущие Петры 1 и Есенины...
      И встречный вопрос:
      А Вы пробовали ЕЖЕДНЕВНО проверять более 100 тетрадок с кучей исправлений и нечитабельным почерком?
      Попробуйте. Искренне надеюсь, что сей процесс Вас впечатлит. Вот где жутко, скажу я Вам...
      При том, как можно заметить, дети УМЕЮТ писать лучше. А если умеют, то зачем попустительствовать ЛЕНИ?
      Есенины, Пушкины рождаются у нас не так часто. А вот безграмотность и расхлябанность процветают.

      Удалить
    2. Уважаемая, Алина! Исследование поучительных биографий великих людей показало, что они всего добивались сами, но не благодаря своим недостаткам, а скорее вопреки им.
      Немало специалистов пришли к выводу, что некрасивый и неразборчивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука.
      В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.
      Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе (http://www.shaleny-ravlyk.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/).

      Среди нас много тех, кто так и не смог из-за этого раскрыть свои способности, стать успешным и полезным людям. Вот только о них мало и редко пишут журналисты.

      Удалить
  23. Уважаемая Надежда Александровна! Приятно увидеть Ваш самоотверженный труд и большое спасибо за то, что работаете со всеми учениками, а не только с одаренными и подающими надежды.
    Очень жаль, что ваших статей не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почерк был хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, били, усаживали за прописи.
    В пятом классе двоек стало больше, почерк совсем испортился и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк прописями и ремнем, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова родителей в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка отец раз в неделю порол ремнем до синяков, пока я не исправлялся. Больше всего доставалось за то, что слова и предложения «уезжали» вверх или вниз, наклоны букв в разные стороны и помарки. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль.
    Огромное спасибо тете и особенно двоюродной сестре, которые, увидев мои мучения, забрали в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя сначала не верили, что это пишу я.
    Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла пройденный и не понятый материал, а родителям каждый раз говорила о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем, и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, пытались заставить просто учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал.
    А ведь если подумать, то нужно было и родителям и учителю с 1 класса следить за тем, как вырабатывается почерк и помогать ребенку в том, что не ладится, тогда и проблем больших не будет и учиться ребенок точно будет лучше, так как привыкнет все делать аккуратно и главное вовремя.
    Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И слов нет...
      От всего сердца - спасибо за трогательную, с болью, историю...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере