14 ноября 2014 г.

Обычный необычный урок

Дорогой мой друг, здравствуй! Что ты видишь на фотографии? Праздник? Чей-то день рождения? А, может, это просто веселое внеклассное мероприятие?..
Отнюдь. Это фрагмент урока.
Порой, готовясь к уроку, ты планируешь, какой объем знаний необходимо дать детям. И если на уроках русского языка и математики особо не "разгуляешься", то на уроках кубановедения, окружающего мира я стараюсь дать детям (как выражаюсь сама) - немножко больше и еще чуть-чуть. Нет, конечно, с какой-либо интересной информацией, по мере прохождения материала, стараюсь детвору знакомить часто. Они меня за это любят. "Ой! А Вы нам столько интересного рассказываете!"  Вот и хорошо, что любознательные.
Этим летом мне в руки попала электронная книжечка "Опыты с водой и воздухом". Чтобы "не пылилась" она у меня на рабочем столе, решила на этой неделе провести с третьеклассниками необычный обычный урок. Тем более, что обещала ребятам, что в группах мы будем работать часто.
В первой четверти проводила несколько уроков, на которых дети работали в группах. Но на этой неделе у нас было все очень серьезно - мы решили экспериментальным путем выяснить некоторые из свойств воздуха. (Отмечу, что ряд опытов, предложенных в книге, я упростила, а в некоторые внесла собственные коррективы. Но этого хватило для того, чтобы правильно сделать выводы).
Для начала, конечно, оговорили правила работы в группах, выбрали капитанов команд и научились работать с сигнальными карточками. Зеленая - группа готова отвечать, красная - группе нужна помощь (испытываем затруднение).



И начали работать.
Можно ли увидеть воздух? "Нет!"- сказали ребята, но через минуту поняли, что ошиблись. Как? Да очень просто. Набираем воздух и выдуваем через трубочку в стакан с водой. Увидели?!


Опыт второй. Занимает ли воздух место?
Попробуем надуть шарик в... бутылке!


Весело, но... Ничего не получилось! Почему? Правильно - воздух, находящийся в бутылке, не позволяет шарику надуться.

Идем дальше. Можно ли воздух обнаружить с помощью органов чувств?
Надуваем воздушный шарик наполовину, закручиваем отверстие. Соединяем противоположные стенки. Получается?


Нет! Мешает находящийся в шарике воздух. Выпускаем воздух (можно при этом подставить руку под струю воздуха и ощутить его).  Легко сжимаем шарик. 
*** У нас на уроке несколько шариков очень весело при сдувании взлетели у самому потолку. Радости было!!! (Прощайте, правила работы в группах...)

Исследуем свойства воздуха дальше. Тут совсем просто. Набираем воздух в самый обычный шприц, закрываем пальчиком отверстие и пытаемся выпустить воздух.


Конечно, не получается. Воздух в шприце сжимается, а если перестать оказывать давление на поршень, то он очень быстро возвращается в исходное положение. Вывод - воздух сжимаем и упруг, сжатый воздух обладает силой.
Достаю (чего только у нас в кабинете нет) мячик. Так вот где использует человек это свойство воздуха! Еще при накачивании шин, резиновых лодок...

Следующий опыт проводила сама, а потому фотографий нет. Для начала рассказываю интересный факт. В день человек делает примерно 22 тысячи вдохов, получая примерно 20 кг воздуха. Дети удивляются - на плечи ничего не давит. Разве воздух имеет вес? Из пары линеек мастерим подобие весов, на которых уравновешиваем два надутых воздушных шарика. Из одного выпускаем воздух. Что видим? Перевес на стороне шарика, в котором остался воздух. Шквал эмоций - своими глазами увидели, что воздух имеет вес.

И самый последний эксперимент.Здесь уж не собирала фотографии в коллаж, потому как эмоции детей нужно видеть крупным планом! (Для начинающих читателей блога напомню, что все фотографии кликабельны - при нажатии увеличиваются).
В понедельник на уроке технологии дала нескольким девочкам задание (для чего - не сказала) - обрезать часть самой обычной коробки из-под сока так, чтобы пластмассовое горлышко оказалось внизу, и обклеить коробочку цветной бумагой. И вот мы знакомимся с принципом реактивного движения. Необходимо положить шарик в коробку так, чтобы его отверстие выходило в дырочку коробки. Надуваем шарик до размера коробки, зажимаем отверстие, подкладываем под коробку фломастеры и отпускаем отверстие шарика.




Вывод: принцип реактивного движения в том,что струя газа толкает тело в противоположную сторону.

Конечно, разрешила позапускать наши "реактивные машины" всем желающим.
А в конце урока мы отметили, что чистый воздух у нас на улице Сормовской - это мечта. А потому необходимо следить за сохранностью зеленых насаждений. Иначе будет у нас скоро как в Японии, где житель крупного города может прямо на улице купить себе баночку чистого воздуха для того, чтобы им подышать.
Планируются ли у нас еще подобные уроки? Конечно! Впереди эксперименты с почвой и водой. Но для себя я сделала вывод, что подобные уроки нужно проводить не чаще одного раза в четверть - эмоции у детворы зашкаливают!!! Радость, восторг, удивление...Шумновато, конечно...
Кстати, сегодня узнала, что некоторые из моих третьеклассников пристально следят за публикациями в блоге. Может, поделитесь с читателями впечатлениями от урока?
А в завершении поста мне бы очень хотелось поблагодарить мою коллегу - Календжан Сабину Мелконовну за помощь в изготовлении и приобретении пособий, необходимых для проведения урока. Спасибо!

Ходите в школу с радостью и будьте счастливы!



.


27 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Ох, как дети любят такие уроки! Мы на прошлой неделе тоже свойства воздуха изучали. Правда, нет у меня такой книжки как у Вас, поэтому обошлись опытами из методички, но эмоций у пчёлок было не меньше. Про весы и шарики понравилось) Ну, а реактивный двигатель - нет слов! Спасибо. На этой неделе мы были в научной лаборатории. Нашла всем белые халаты, нарядила. О, сколько восторга было! Изучали свойств воды, сами проводили научные испытания, записывали в научные журналы результаты и выводы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! А сообщение у себя в блоге??? Очень интересно на пчелок в белых халатах посмотреть бы было. Предствавляю их чувства!!! Такое не забудешь!!!
      Можно, конечно, подобные уроки и чаще проводить, но хоть уже и привыкли с ребятами друг к другу, все ж шумноватые они у меня. У Вас пчелок немного ведь? А у меня этих сорванцов 28. Да еще каждого мальчишку можно на 2 умножить... :) ... С другой стороны - было бы желание...

      Удалить
    2. Да, Надежда Александровна! 28! Это много! Я никогда на таком классе не работала. А пчёлки в белых халатах красуются в блоге, но не в сообщении, а на главной странице. "Отхожу" от аттестации, только в "гости хожу".

      Удалить
    3. У меня и 30 было... А есть классы, где и за 30...
      Отдыхайте, набирайтесь сил! Опыты Вам отправила на почтовый ящик. Может, пригодятся?

      Удалить
    4. Всё получила, спасибо! Обязательно поэкспериментируем с ребятами.

      Удалить
  2. Доброй ночи, Надежда Александровна. Очень занимательно, увлекательно и, вообще, здОрово! Вот действительно, радость познания! Такие уроки не забудутся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Людмила Геннадиевна! После таких уроков вновь безнадежно пропадает голос. ;) А каждый удачно завершенный эксперимент вызывает у детворы "шумную бурю". В общем, под конец урока я смирилась с неизбежным гвалтом, и в результате еле сама успокоилась - эмоциональный заряд потрясающий! А с шариками весело вообще! :)
      На следующий день пошла выпытывать у коллег, какие мини-лаборатории имеются в наличии у кого в кабинетах. В результате обнаружила несколько чудесных коробочек и красный чемоданчик... Теперь бы разобраться с чудо-техникой...

      Удалить
    2. А еще много чего-интересного есть в кабинете биологии у Ершовой С.А., особенно ЛАБ-ДИСК и цифровой микроскоп! :-bd

      Удалить
    3. О! Спасибо, Анна Борисовна! Жизнь приобретает яркие краски... Пойду к Светлане Анатольевне на разведку!!!

      Удалить
  3. Надежда Александровна, об уроке наслышана от родителей Ваших ребятишек, кроме того столько эмоций было сказано в адрес классного руководителя (т.е. Ваш), а вот я не перестаю удивляться лености наших родителей: неужели трудно написать отклик, или у всех проблемы с интернетом?
    А Сабина Мелконовна - настоящий друг настоящего Наставника!
    Спасибо за урок, он удался, если ребятишки столько о нем говорили.
    "Ходите в школу с радостью и будьте счастливы!", какой же замечательный призыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :-/ Даже ума не приложу, кто мог рассказать... Мы вроде как тихонечко урок провели... :) Да вот - если б отклик написали - вот уж очень интересно было бы.
      В 3 классе, конечно, есть поводы для радости - одни тетрадки чего стОят! Проверять теперь - одно удовольствие. Потихоньку догоняем и грамотность, и математику...
      Я так поняла - они дома об уроке рассказывали? (Просто мне сей факт неизвестен). А Сабина Мелконовна - умничка большая. Не будь ее, как знать, увидел бы этот урок свет? (Она меня вечно на подвиги по придумыванию уроков и др. интересных вещей сподвигает)!

      [im]http://blestki.com/blagodarnosti/spasibo/spasibo_12.gif[/im]

      Удалить
    2. Надежда Александровна, а меня есть "шпионы" и "языки", а где они говорили, не знаю, а родительница мне сказала при встрече со мной в "Мясном базаре". Даже не представляла, что там столько наших родителей работает. Одна, искренне пообщалась :D , а другая... поспешила уйти из зала :-O Неужели я бы стала решать какие-то проблемы в свое нерабочее время, да еще в магазине?

      Удалить
  4. Здравствуйте, волшебница Надежда Александровна! :) Как же интересно Вы провели обычный необычный урок! Я с детства помню такие! Наверное, и Ваши ребята надолго запомнят опыты с воздухом! Как и Ольга Александровна, хочу просить у Вас электронную книгу. Пришлите, пожалуйста!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Да вот любим мы все шумное и радостное. И песни попеть, и потанцевать, и уроки провести весело. :) Такой уж веселый народ! ;)
      Книгу (хоть это несколько громко сказано, просто там ряд опытов) выслала. Пробуйте, экспериментируйте. Что-то можно упростить, подстроить под себя... Уж на что фантазии хватит... Удачи!

      Удалить
  5. Доброе утро, Надежда Александровна! Спасибо за мастер-класс! Какой замечательный урок! Эмоции ребят налицо! Вы - настоящий мастер! Урок получился праздничный, весёлый! Ура!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Татьяна Николаевна! Ну, уж и мастер-класс... Просто урок. Теперь планирую нечто подобное провести с первоклассниками. Но опыты, конечно, возьму другие, более простые. Только пусть еще немножечко повзрослеют (совсем капельку).
      Знаете, очень часто замечаю, что у детей рассеянное внимание. С трудом они воспринимают словесные инструкции, много во время урока пропускают мимо ушей. А вот на этом уроке - суть эксперимента схватывали сразу. Так что буду придумывать что-либо интересное. Пусть учатся с радостью!
      А за похвалу - спасибо! Я прям засмущалась... :x

      Удалить
  6. Добрый вечер, надежда Александровна. Какой же интересный урок-эксперимент прошел у ребятишек, и это все успели за 45 минут? Мариночка заинтересовалась опытом, теперь с папой дуют шарики, изучают реактивное движение. У нас в школе начались подготовительные занятия, так теперь дочь уже не хочет на них ходить, хочет все "по - серьезному"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Катюша! За 40 минут - такова длительность урока. Успели, конечно. Опыты просты, работали в группах + у каждого был свой шприц и шарик. По очереди только выдували воздух в воду и "машины" запускали. Как раз уложились.
      Ваша Мариночка не устает удивлять - вот уж необыкновенный ребенок! Она у Вас точно ученым будет! А папа какой молодец! Нет, у Вас вся семья замечательная. Однозначно! Дай Бог, чтобы Вашей Маришке попался творческий, ищущий учитель!

      Удалить
    2. Спасибо, Надежда Александровна на добром слове.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Всегда с таким интересом читаю в блогах про уроки... Ведь хорошо описанный урок может создать эффект присутствия! Спасибо! Мысленно надувала шарики вместе с Вашими ребятками!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Лилия Павловна! Жаль, конечно, что урок окружающего мира теперь всего один раз в неделю. Приходится сильно уплотнять урок, и потому часто бывает не до опытов и экспериментов - успеть бы выдать необходимый минимум... Так надоело! Вот и махнула рукой на все. Зато весело, радостно и познавательно!!! А остальное догоним!

      [im#]http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/806/92806591_80091009_large_79279565_large_f_4b3a2755408a7.png[/im]

      Удалить
  8. Как мне нравятся уроки такого плана! Андрей всегда рассказывает, делится впечатлениями. Уверена, что таким образом материал усваивается намного лучше, да и ребята лучше узнают друг друга. Надежда Александровна, спасибо Вам огромное! Вы молодец!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Вероятно, останется след в душе у детворы. Шумной, неспокойной, но такой любознательной...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Уроки познания окружающего мира, конечно, интересны, а если такие обычные уроки проводит необычно необычный Учитель, то это для детей и родителей двойная-тройная радость! Спасибо Вам за эффект присутствия на уроке. Я сама осталась в восторге, а уж сколько эмоций у детей, словами не передать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо за теплый отзыв!
      Вероятно, в душЕ мы навсегда останемся детьми...

      Удалить
  10. Всегда интересно заглянуть в соседний класс, Надежда Александровна! Спасибо, что позволили))) Нравятся ребятам такие уроки. А уж сколько эмоций!!! Я после подобный уроков выжата как лимон. Но зато какой результат! Просят ребятишки такие потом уроки, сами готовятся, ждут... Чем не проект?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Александровна! Все уж точно Вы подметили. Вот и вроде как опыты просты, а все равно подготовка уйму времени отнимает. Но результат... Посмотрю - спрошу завтра, что запомнилось детям из урока...

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере