10 ноября 2014 г.

На ошибках учатся?

Кто быстрее исправляет свою ошибку, тот смягчает ее.
Публий
Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
Конфуций
Здравствуй, дорогой мой читатель, коллега, родитель, друг... Уж давно пора лечь спать, но одно мне не дает покоя...
Кто из нас не допускал ошибки? Да всякий и каждый. И не единожды. Но существует, на мой взгляд, и еще одна категория ошибок - непоправимые. К ним бы я отнесла, наверное, в первую очередь - врачебные. Педагог, конечно, не врач. Но и от нас порой зависят детские судьбы и дальнейшая жизнь наших учеников. Буквально на днях позвонила знакомая. Спрашивала, что делать и как быть. Ребенок- первоклассник проучился в школе одну четверть. И вот за два дня до ее окончания учитель вызывает родительницу и вручает ей направление на ПМПК. Для родительницы данная новость была как снег на голову. Конечно, ребенок посещал логогруппу, возникали небольшие проблемы и при подготовке ребенка к школе. Но она всегда шла на контакт, выполняла все рекомендации педагогов. Когда ребенок пошел в первый класс, поменяла график работы, чтобы больше времени уделять сыну. Для объективности могу лишь заметить, что мы не близкие знакомые, просто бывшие соседи.
С ребенком я была знакома лично. Нормальный мальчишка. Но, конечно, немного упертый. Если что не захочет делать - с места не сдвинешь. Ну так и характеры к всех разные. Конечно, на ее вопрос "Что делать?" предложила подъехать с ребенком и тетрадками для личной встречи. Хотя результат предвидела заранее. Поспешность? Ошибка? Лень или нежелание коллеги из другой школы найти к ребенку подход? А, может, и впрямь необходима коррекция? Чтобы отмести сомнения, пригласила на встречу еще одного опытного педагога, проработавшего с детьми начальной школы более 20 лет. Нет, конечно, мы объяснили маме, что требование учителя необходимо выполнить и на ПМПК обязательно нужно сходить. И в первую очередь, для собственного спокойствия. Надеюсь, что комиссия выдаст правильное заключение. Надеюсь...
Пытаясь все дни сохранять спокойствие, понимаю, что мне это удается сделать с величайшим трудом. Сейчас много говорят о том, что престиж нашей профессии падает, учитель теряет уважение в глазах общества и проч. Для многих родителей сейчас обучение в школе является наказанием. И учителям несладко приходится. Когда четвероклассники не воспринимают простейшие словесные инструкции, а третьеклассники не в состоянии объяснить значение слов "ателье" и "пасека". И при том - нормальные дети из благополучных вроде как семей... Необъяснимо, но факт. Конечно, и в приведенном мной случае, возможно, молодой педагог решил подстраховаться (???) Но опять-таки, в моей голове НИКАК не вмещается - как, на каком основании, за два месяца (адаптационных месяца!) ребенку был выставлен "диагноз" - обучение в коррекционном классе?!
Конечно, мама мальчика в данном случае поступила разумно. Естественно, много переживала, но для начала нашла опытного психолога, который обследовал ребенка. Потом позвонила мне. Дальше она посетит с сыном опытного дефектолога. Пока никто из нас явных нарушений у ребенка не выявил. Предвидя будущее скажу - и не выявит. Мальчишка обучаемый. Просто к нему нужен подход.
Не берусь сейчас никого судить. Все мы совершаем ошибки. Положа руку на сердце, я их совершаю, наверняка, больше, чем кто бы то ни был. Но их ведь еще необходимо признавать и исправлять.
А еще хотелось бы обратиться к молодым коллегам. Девчоночки, не спешите с выводами. Дайте ребенку шанс проявить себя, постарайтесь заинтересовать малыша, сделав обучение чуть более интереснее стандартного: "Сел и пиши, я сказала!" Ведь от нашего с вами отношения к детям, от нашей профессиональной компетентности, зависят жизни маленьких человечков, их дальнейшие судьбы...


Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать — ошибка.
Эмиль Кроткий

Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать - почти всегда значит ошибаться.
Пауло Коэльо


Человек, по настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.
Джон Дьюи

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Вы знаете, в таких случаях у любого педагога душа заболит... Были в моей практике дети, которых приходилось вести на ПМПК, но у нас это, как правило, в конце второго класса происходило всегда, когда уже было точно понятно, что ребенку не освоить программу.
    С выводами по поводу способностей детей я тоже не спешу. Была у меня девочка. которую после первой четверти тоже можно было отвести на ПМПК. Хорошо, что я не торопилась с этим! Окончила эта девочка 2 года назад школу с золотой медалью! Просто в школу пришла такой маленькой и по возрасту, и по психическому развитию. Трудолюбием добилась многого! А вот потенциальные отличники и медалисты "присели" в среднем звене уже. А Настя наоборот только сильнее становилась.
    Наши ошибки серьезнее врачебных... Они отсрочены во времени и не заметны сразу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Сейчас, прочитав Ваш комментарий, подумала - а ведь и меня в свое время можно было спокойно на ПМПК отправить. Хорошо, что время никто не знал, что это вообще такое. В классе была младше всех. Ох, и "училась" я!!! Спасибо за терпение моей первой учительнице! И вот глядишь ты, вышел толк! Щелкнуло в 5 классе что-то, как какой тумблер включился. И так легко мне стала учеба даваться... С первого раза поступила в педучилище, хотя набор был - 7,5 человек на место. Ну, и т.д. Поэтому лично я никогда не делаю поспешных выводов. Только к 4 классу уже становится понятно, справляется ребенок или нет с программой. И только тогда уж могу рекомендовать комиссию. И то - ТОЛЬКО РЕКОМЕНДОВАТЬ...

      Удалить
  2. Надежда Александровна, я с болью восприняла это сообщение. Скажу честно. В своё время Ване тоже ставили диагноз... и в садик ему нельзя..., и в школу обычную нельзя..., и заниматься пением нельзя... И много ещё разных "НЕЛЬЗЯ".
    Ну Вы видите результат? Хотя почерк... и всё, что надо "писать вручную" до сих пор вызывает у него ну если не панику, так легкую досаду. ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна! Спасибо за откровение. Признаться, сильно удивилась. ОЧЕНЬ СИЛЬНО. Иван? Мега-звезда, активист, певец, победитель чего только возможно?! А почерк у меня долго был ужасным. Да у моих собственных сыновей не ахти какой... А почерк врачей? Это вообще отдельная наука - только с шифровальщиком рецепты да заключения читать...
      Поэтому и меня передернуло. Я просто вскипела вся. Ходила по квартире и ругалась очень плохими словами. Как так?! НЕ предприняв НИ ОДНОЙ попытки понять, почему так, поставить на ребенке крест... Это дай Бог, чтобы специалисты на комиссии не ошиблись. Но ведь и они ошибаются...

      Удалить
  3. Надюша Александровна,разрешите присоединиться? Попробую подойти к написанной статье со стороны молодого специалиста.Стартовало учительство вместе с первоклассниками.Много чего ждёшь,хочется получить хороший результат и вдруг стоп-неудобные или какие-то не "такие" дети.Что делать? Средство одно-туда на ПМПК.
    У каждого начинающего преподавателя должен быть наставник в школе или коллега с опытом,к которому можно обратиться.Молодого специалиста тоже надо "выращивать",не только в качестве критики ходить на уроки,а быть мудрым старшим другом.Конечно,молодая учительница ,если останется в нашей профессии,ещё постигнет главную науку-не рубить с плеча,научится наблюдать,мотивировать.Я полагаю,что-то её напугало или нашёлся советчик,который и указал единственный путь.
    Волнение и озабоченность родителей ясны,но пусть они сделают все шаги и доверятся опытным специалистам. С уважением,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Елена Анатольевна! Не могу не согласиться с Вами. Учителя нужны и школьным учителям. Это правда. Но молодой специалист и сам должен делать шаги - спрашивать совета и проч. Никогда никто не подойдет просто так. В начале своей работы я бегала к опытным учителям, я расспрашивала их, я приглашала их к себе на уроки. Потому как только я знаю, что у меня получается, что не очень. Где совета просить, а в чем помощь нужна. (И я очень благодарна тем учителям, которые учили меня быть учителем). А так - на блюдечке с голубой каемочке никто никогда ничего не принесет.

      Удалить
  4. Читала, надежда Александровна с дрожью по телу, с комком в горле: неужели молодому педагогу никто не подсказал, как правильно поступить в этой ситуации, где психолог, где наставники? Где коллегиальность принятия решений? Да в конце-концов, где просто элементарное соблюдение локальных актов? Безоценочная система обучения для чего?
    Нет, неправильный диагноз - это страшно! Пусть его поставит кто-то другой, профессионал и специалист в своем деле, но не педагог, не успевший еще поработать с ребенком и одним росчерком пера перечеркнувший все!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Самое страшное, что этот росчерк оставит в душе родителей. Для меня лично отправка детей на комиссию всегда сопровождается болью в сердце и тягостными муками.Я считаю, что делать это необходимо лишь в самом крайнем случае - когда ты уже достаточно поработал с ребенком, но все испробованные методы и способы не помогли...

      Удалить
  5. Уважаемые педагоги! Я Вас очень прошу, не делайте ошибки! Нам, детям, очень трудно, когда начинаешь понимать, что не всё, что говорят старшие - правильно. Рушится весь мир :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ванюшка, с какой болью и сильным чувством ты написал эти слова!
      А я сижу сейчас, взрослая тетя, и понимаю, что вряд ли человек, считающий себя настолько самодостаточным и профессиональным заглянет в мой блог и прочитает этот пост. Потому как он и без всех все про всех знает. В свое время Сашка, мой старший сын, стал неугоден школе, и его всеми силами попытались оттуда выдавить. Но нет сильнее силы материнской. А потому я очень твердо стала на защиту интересов собственного ребенка. Конечно, мы победили, заставив работать психолого-педагогические службы школы. Саня окончил учебу, отслужил Армию, теперь у него своя семья. А будь я немного поглупей и поверь тогда педагогам... А потому я всегда отношусь с уважением к родителям (даже если это касается меня лично), которые отстаивают интересы своих детей.
      Удачи, Иван! Твои слова буду помнить!

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере