30 октября 2014 г.

Когда в классе ребенок-феномен...

Здравствуй, дорогой мой коллега, друг, читатель, да и просто гость, заглянувший на "Азбуку". Буду рада, если средь читающих это сообщение окажется логопед. Ибо сегодня, как никогда, мне понадобится твоя помощь.
Завтра - последний день первой четверти. По расписанию последний урок письма у нас был сегодня. А потому именно сегодня я решила сделать то, чего, в принципе, делать была не должна.
Как ты уже знаешь, детки у меня в первом классе до школы писать не умели. А потому вчера и сегодня я очень сильно сомневалась - стОит иль нет. И все ж решилась. Решилась дать детям под диктовку несколько слов, а затем и предложений. Цель у меня была проста - посмотреть как дети справятся с незнакомой для них работой, сумеют ли самостоятельно обозначить красную строку, написать новое предложение с большой буквы. Рискованное, конечно, дело, но интерес был слишком велик. Уж очень хотелось попробовать силы ребят, да и наметить план работы на вторую четверть, выявив западающие звенья. Оказалось, что рисковала я не зря. А все дело в одном ребенке. В одной очень хорошей девочке, тихой, старательной, только вот писать она не очень любит. Старается, но... не любит. И так я благодарна сегодняшнему дню и тому, что рискнула, и тому, что проблема выяснилась сегодня, а не гораздо позже...
Но обо всем по порядку. Во время диктовки я по классу не ходила. Знала, что не удержусь и начну помогать, подсказывать. А хотелось чистоты "эксперимента". Сразу скажу, что писать отказался один ребенок, он пришел в наш класс уже в октябре. И ему я дала другое задание. Все остальные дети старательно пыхтели над своими листочками. А потом с долей опасения (все ж маленькие еще - а ну как ничего не получилось?), стала проверять работы. Они были разные - хорошие и не очень:










Нечитающий ребенок :


 А тут у детей явно логопедические проблемки:



А потом я увидела эту работу:


Сначала ничего не поняла, отложила в строну. Взяла опять: "Зеркалит? Не может быть. Ребенок правша, при списывании слов и текста такой проблемы не было. Или может?..."

Прикладываю работу обратной стороной к стеклу:


Сейчас укрупню



Как такое возможно? Бывали в моей практике случаи зеркального написания букв или цифр. Но единичные. Чаще всего это буквы Е, З, цифра 3. Но "отзеркалить" всю работу? Несусь к Галине Тимофеевне - самому опытному педагогу начальной школы, потом к Анне Борисовне. Сомнений не возникает - "Почерк Леонардо" или зеркальное письмо. Как? Почему? Не знаю. Опять - таки - пока НЕ писали под диктовку, проблема НЕ была заметна - ее вообще не возникало. Понимаю сейчас, почему А с таким нежеланием писала буквы. Или почти понимаю. Потому что с таким феноменом сталкиваюсь впервые. Какие в дальнейшем могут возникнуть трудности у моей девочки с обучением и письмом, пока не знаю. Завтра жду в школу маму А. - будем думать... Однозначно необходима консультация логопеда, а у нас в школе его, увы, нет. А пока надо мной лишь посмеиваются:
- Что распереживалась, Надежда Александровна?! У тебя ж готовый разведчик растет! И пограничники такие нужны!!!

А я все думаю -  а не проведи я этот диктант, когда бы выявилась данная проблема? Радоваться необычным способностям ребенка или расстраиваться?
Коллеги, у вас были подобные случаи? Поделитесь - что делать, как быть?



И еще на тему письма:


19 комментариев:

  1. Надежда Александровна, вот это да, всякое видела, нам показывали воспитатели в ДОУ печатание деток, но такое "зазеркалье" - впервые. Да, есть над чем задуматься. А моя Маришка тоже часто пропускает буквы, но согласные, причем нет никакой закономерности. С чем, на Ваш взгляд, связано? Мне говорят, что еще рано бить тревогу, в школу нам в следующем году?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Екатерина! На счет Маришки Вам нужно проконсультироваться с логопедом. Часто такие ошибки допускают дети с ФФНР - фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Максу, моему младшему сыну, в детском саду ставили такой диагноз. Хотя говорить он начал рано и говорил очень чисто. Занимались в логогруппе. Проблем в школе с пропуском букв не возникало. Если смотреть на работы моих первоклассников с пропуском букв, то родители подтвердили - в детском саду им говорили, что ребенок "не слышит" некоторые звуки. Почему ничего не предприняли - не знаю.
      А Маришке - есть прекрасная методика работы с картинками, когда ребенок вырезает и наклеивает картинки с теми буквами, которые он пропускает при письме. В начале, в середине, в конце слова. Для каждой буквы - отдельная страничка в тетради. Но все равно необходима консультация со специалистом. Я не считаю, что рано.

      Удалить
    2. Надежда Александровна, искренне рада Вашим советам, обязательно ими воспользуюсь. Я тоже была склонна пройти консультации специалиста с Маришей, в ближайшее время займусь. Очень хочу, чтобы к школе Мариша пришла без проблем

      Удалить
  2. Надежда Александровна,
    Вот уж удивила работа Вашей ученицы. Много чего видела за годы работы в школе, но так называемый "почерк Леонардо", встретила впервые. Писал Леонардо да Винчи справа налево, все буквы развернуты по вертикальной оси на 180 градусов, а если такой текст подставить к зеркалу, он будет выглядеть как обычный, что мы все и увидели сегодня !?! Вечером разговаривала с коллегой – логопедом, советовалась. Первая причина (но далеко не единственная) такого письма – искусственное переучивание левшей, чего ни психологи, ни логопеды не советуют никогда делать! Ну что ж, работы ребятишками написаны, Вам и родителям есть теперь над чем работать. Удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вчера за девочкой пришел папа. Показала работу, сразу ничего не понял, лишь спросил у ребенка: "А., как ты так смогла?!" Попросила девочку не ругать ни в коем случае, объяснила суть проблемы и то, что вины ребенка в этом нет. Из разговора с отцом смогла понять, что проблемы с леворукостью у ребенка никогда не было. Сегодня жду маму. Будем беседовать более обстоятельно.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Александровна! Подобной проблемы не было никогда. Отдельные буквы и цифры, именно те, что Вы написали + еще 9, 6, 4 есть в моем новом наборе. Раньше такие детки тоже были. У них. как правило, к середине года написание выравнивалось. Как будет с этими, посмотрим.
    Вам без специалиста не обойтись, я думаю. Главное, чтобы родители девочки были заинтересованы в его помощи и понимали всю серьезность ситуации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Мы с родителями пребываем в несколько шоковом состоянии. Трудно объяснить необъяснимое.Дала маме номера телефонов дефектологов (спасибо Елене Анатольевне), посоветовала обратиться к невропатологу (спасибо Анне Борисовне). Как только станет известен результат обследования, сообщу.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна! В своей практике я никогда не встречала детей с таким почерком. Но когда читала пост, в голове промелькнула мысль, что в малолетстве из левши сделали правшу. Анна Борисовна подтвердила мои догадки. Пусть попробует левой рукой писать. Как у неё будут получаться? Консультации у логопеда, а может и психолога помогут. Вы не на селе живёте, специалисты имеются. Обязательно рассказывайте нам о вашем феномене, как будут продвигаться дела?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Ждала разговора с мамой. Мои сомнения развеялись. Как я и предполагала, ребенок НИКОГДА не писал, и не рисовал левой рукой. Девочка - стопроцентная правша. Будем ждать ответ специалиста...

      Удалить
  5. ОГО!!! И сказать ничего не могу! Вот это уникальный ребенок!!!!:-bd =D7 =D7 =D7
    Главное, не сломайте малышку...:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ни в коем случае, Иван! Уж лучше отдадим в разведку! :)

      Удалить
  6. Надюша Александровна,я помогу.Образец 3 нуждается в помощи в том числе.
    С уважением,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Анатольевна! От души - огромное спасибо!!! Номера телефонов получила.
      Образец 3? Честно признаться, я вообще удивилась, что этот ребенок справился с работой. Очень медлительный, часто "выключается" во время урока. Писать начал одним из последних в классе. (Девочка). А потому я неимоверно счастлива была увидеть такое достижение в виде написанного диктанта. Это прорыв четверти, так сказать. Но маме передам Ваши рекомендации (вместе с номером телефона). Еще раз благодарю.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Удивили! Единичные написания букв и цифр встречаются у ребят каждого набора...но такое, вижу в первый раз. Тут, конечно же, необходима помощь логопеда. Однозначно! В работе видно, что ребенок старался. А это главное. Мне понравились работы Ваших ребят. Для одной четверти учебы -хорошие результаты. Это же не списывание, а диктовка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Елена Александровна! Сама удивлена. Будем работать дальше. Честно говоря, Вы успокоили меня. Смотрела на работы детей и хмурилась - там буквы кривоваты, там крючочек большой слишком... А ведь действительно - это же результат всего двух месяцев работы. И,как Вы правильно отметили - диктовка. Спасибо!

      Удалить
  8. Надежда Александровна, явление действительно уникальное. Может быть, Вам озвучить эту проблему на центральных порталах ,в рамках всероссийских учительских форумов? Как часто встречаются дети в наших школах с "почерком Леонардо"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Васильевна! Посмотрим, что скажут специалисты. Признаться честно, я не ахти какой читатель и писатель в центральные порталы. Если уж не получится решить проблему, тогда, наверное, воспользуюсь Вашим советом. Явление такого почерка, как мне кажется, весьма редкое. Пока вот только прихожу в себя после окончания четверти. :)

      Удалить
  9. Добрый вечер, Надежда Александровна! А Вы знаете, я умею писать обеими руками и в разные стороны. И слева направо и справа налево, и сразу двумя руками, правда почерк у мены некрасивый :(. Когда я проходила обследование у невролога, то эту особенность объяснили чрезмерным развитием гипофиза. Бывают такие особенности очень редко, но это не патология. Со временем научится писать "как положено", а пока рисуйте в тетрадке стрелочки в каком направлении писать. Пусть будет медленно, даже может сначала давать меньше задания (на уроке), но обязательно доброжелательно относиться к ребенку и хвалить за правильное и не ругать за ошибки. Если особо заострить на этом внимание, ребенок может "закрыться" и от этого делать ещё хуже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Значит, Вы у нас тоже уникум?!
      Спасибо за рассказ и советы.
      Ну, уж что б я такого ребенка ругать стала?! И сама не буду, и другим не позволю. Это ж все равно как ругать рыжего за то, что он рыжий, а блондина за то, что он блондин. :) Наоборот, я очень рада, что в моем классе учится такой необычный ребенок.
      Еще- согласно планированию, первое письмо под диктовку должно быть в начале февраля. Т.е. чуть больше, чем через три месяца. А, как я уже отмечала, при написании букв по образцу или списывании, у девочки данная проблема не выявлялась. За время каникул родители должны показать девочку специалистам. И я так думаю, что к началу второй четверти я уже буду знать как правильно работать с этим уникальным ребенком.

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере