27 октября 2014 г.

Риторика ненависти (?)

«Дружба должна быть бессмертной, а вражда - смертной»
Тит Ливий
Риторока - теория ораторского искусства, красноречия (науч.)
(По словарю Ушакова)
Риторика – теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи.
(Стилистический энциклопедический словарь русского языка)
Риторика -  наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов, искусственно-изящный писатель...В речах его нет души, это одно лишь заученное риторство. Риторный, в чем много риторства. Риторно, да приторно. 
(По словарю Даля)
ПРОЛОГ
Уставшим взглядом учитель обвел сидящих за партами родителей:
- Как часто сейчас можно услышать: "Мам (пап), а меня Витька (Колька, Петька...) стукнул!" "Ну а ты чего? Ты его тоже стукни! Дай сдачи!!!" Но ведь ВАШ ребенок пришел к ВАМ. Чем ВЫ помогли ему? Спросили ли ВЫ у СВОЕГО ребенка - больно ему было, обидно?..
По классу проносится секундный шепоток и наступает полнейшая тишина. Учитель ловит на себе несколько удивленных взглядов и с легкой грустью повторяет:
- Он ведь к ВАМ пришел. А вы даже не спросили, чем ВЫ ему можете помочь.
А ведь он так нуждается в ВАШЕЙ поддержке, ВАШЕЙ защите, ВАШЕЙ помощи...
***
Как часто такая "помощь" родителей своим детям выражается в агрессии одного родителя по отношению к другому:
- Эх, ты!!! Да я тебя!... Да я твоего Петьку (Витьку, Ваську...)
И к ребенку:
- А ты чтобы близко к нему больше не подходил!!! И разговаривать с ним не смей!!!
И проч., и проч., и проч...
Вот тебе и риторика - наука красноречия. Слова льются с непоколебимой уверенностью, усиленной изрядной порцией негативных эмоций... А ребенок впитывает, запоминает, учится. И учится отнюдь не тому, как научиться дружить,прощать, любить, а тому, как враждовать, ненавидеть...мстить... Ведь он так доверяет взрослому - своему родному любимому человеку. И уже не нужно фильмов ужасов, агрессивных компьютерных игр... "Программа вражды" (как я это называю) включена.
Давайте остановимся...
***
В 1954 году турецкий психолог Музафер Шериф подумал: а что будет, если забросить две группы детей в отдалённое безлюдное место и заставить враждовать друг с другом?
Другого способа удовлетворить научное любопытство, кроме как эксперимент, Шериф не знал, поэтому набрал две группы из одиннадцати обычных 11-летних детей в каждой. Дети были уверены, что отправляются в летний палаточный лагерь и предвкушали три недели безмятежного лазанья по горам, рыбалки и купания.
Никто из них и представить не мог, что родители уже подписали согласие на их участие в эксперименте Шерифа, и что есть ещё одна ни о чём не подозревающая группа сверстников, специально набранная для стравливания с ними.
Первую неделю всё шло хорошо, поскольку обе группы держались отдельно друг от друга. Это время отводилось на то, чтобы выстроить отношения внутри каждой группы. И там и там образовалась определённая иерархия, нашлись лидеры и придумались названия – одна группа пожелала именоваться «Орлами», другая – «Гремучими змеями».
И вот когда из каждой группы образовалась «настоящая команда», Орлам и Змеям позволили «случайно» узнать о существовании друг друга. Начался второй этап эксперимента, на котором исследователи всячески старались подстроить конфликтные ситуации, а потом наблюдали, как далеко зайдёт вражда.
Началось с невинных игр вроде баскетбола и перетягивания каната и призов в виде перочинных ножичков для победителей, и обидами для побеждённых. Потом исследователи умело расширили и углубили конфликт, и, в конце концов, организовали вечеринку, на которую Орлов привезли немного раньше.
Прибывшие первыми с удовольствием съели всё самое вкусное, оставив соперникам жалкие объедки. Змеи оскорбились и пошли обзывать Орлов. Потом последовало бросание тарелками с едой, которое, в конце концов, вылились в полномасштабную битву. После этого дети из разных групп приходили в ярость каждый раз, когда видели друг друга, и каждый раз старались устроить соперникам какую-нибудь пакость.
В общем, Шерифу и его команде удалось в рекордные сроки (меньше трёх недель) превратить обычных 11-летних детей без поведенческих проблем в толпу агрессивных дикарей.
Кстати, Шериф проделывал подобные эксперименты трижды, и каждый раз они заканчивались серьёзными потасовками.
***
- Мам (пап)!!! А меня сегодня Витька (Колька, Петька) ударил!!!
- Тебе было больно, сынок?
- И обидно!!! Я же ему ничего не сделал!
- А может, он потому такой, что его никто не любит? Попробуй с ним подружиться. А я помогу тебе... Например, завтра принеси ему вот эту шоколадку. Говорят, что от сладкого поднимается настроение и человек становится добрее...
***
Кто-то сейчас усмехнулся недоверчиво? Но ведь вы же еще не пробовали...
Ведь если каждый родитель будет поступать так, то подумайте - как все изменится... Может, все-таки стОит попробовать? Хотя бы разочек...

 Рассказ про эксперимент Шерифа - по материалам сайта http://wowfacts.net/

17 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Полностью Вас поддерживаю, что родителей тоже надо учить дружить. Не умеют и не хотят наши мамочки, папочки + бабушки!!!прислушиваться к мнению других, слышать людей. Приведу пример из практики. Два года назад были мои первоклассники на физкультуре, как-то случайно мальчик ударил девочку ногой (точно выяснили, что случайно вышло) мальчик извинился. Конфликт был улажен. На следующий день, мальчонка приходит в школу плачет, выяснили, что мама девочки его выловила по дороге и всяко обругала. Поговорили с мамочкой девчушки. На другой день мамочки мальчика и девочки вцепились в волосы друг другу прямо в школьном гардеробе. Я, коллега и двое девятиклассников не могли разнять дерущихся. Волосы летали по всему гардеробу. Дети это всё видели, стояли плакали на всю школу. Вот и риторика, Надежда Александровна,

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна. Бывают и такие неприятные ситуации, оказывается. Горько становится.
      А я вот все думаю. Ведь в родительском "Дай сдачи!", "Ты его тоже ударь!", звучит прямой призыв к насилию. И почему-то об этом никто даже и не задумывается...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Александровна! Спасибо за поднятую тему! Это одна из самых важных проблем во взаимоотношении детей при "помощи" взрослых. Я иногда в растерянности. Беседую с родителями о том, что нельзя ругаться между собой. Ведь родители разругаются, а дети через пять минут помирятся. Неприятный осадок остаётся на всю жизнь. Эту тему желательно рассматривать на родительских собраниях, даже обязательно. Всё-таки взрослым надо вести себя по-взрослому. Призыв к насилию "Дай сдачи!" от нехватки воспитания что ли, от неумения поступить по-другому. Легче всего и от обиды за своего ребёнка сказать "Дай сдачи!", чем вместе посидеть, подумать, разобраться. Ведь родители лучше всего знают своё чадо и могут предполагать, как оно ведёт себя в той или иной ситуации.
    Всё-таки, на наши плечи ложится и воспитание родителей, и детей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Как же Вы правы! Хорошо, когда все хорошо. Все вспоминаю своих соколят и их родителей, как они сдружились за 4 года. Многие - семьями. Как стояли друг за друга горой... Радостно.
      Недавно пришла с работы - было родительское собрание в 1 классе. И тоже хорошо все - внимательные родители, прислушиваются к советам. Узнала многое о своих малышах - как они родителей-то воспитывать начали. Молодечеки! А я, признаться, сомневалась. Но нет - все в меня! А если уж кто и стукнет кого по случайности, то миром решаем все проблемы.
      Единство должно быть - родитель - ребенок-педагог. Так ведь, Татьяна Николаевна?

      Удалить
  3. Уважаемая Надежда Николаевна, а ведь Вы правы - не умеют родители разговаривать с детьми, только крик, разборки, наказания. А где же просто элементарное НЕРАВНОДУШИЕ к детским проблемам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина! (( Я Александровна :) ))
      Да уж... Год от года замечаю, что все реже дети понимают спокойный тон. Только крикнуть нужно. Хоть и не хочется. Вот и на собрании озвучила сегодня родителям эту проблему - почему я должна повышать голос? Согласились. А в общем, в 1 классе у меня пока нет подобных проблем (с "разборками", единичный конфликт мирно урегулировали). А вот в третьем... Но мы стараемся, решаем.

      Удалить
  4. Надежда Александровна, важную тему Вы затронули, можно сказать, больную для нашей школьной действительности. Как часто можно услышать из уст родителей, встречающих своих чад после уроков: "Что получил?", "Почему не выучил", "Почему без оценки", "Дома получишь за синяк", "Сам виноват,пора сдачи научится раздавать" и т.д и т.п А где же то отцовско-материнское приветствие, радостная заинтересованность школьной жизни, похвала и сопереживание. Или только говорить красиво наши родители могут на работе или за праздничным столом? А как зачастую с нами многие разговаривают, особенно по телефону, считая, что их никто не видит. А еще вдогонку сообщают, мол сами не промах, два образования высших имеют... Сегодня день был просто ненормальный, столько всего... Как я устала "пресмыкаться" перед теми, кто ничего не мыслит в воспитании... А пойди скажи что-нибудь, сделай замечание... О, они знают на нас управу: прокуратура! О, как)))
    Уважаемые родители, спасибо всем тем, кто с нами! Только вместе мы сможет реализовать цели общего образования и вырастить достойных граждан

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна! А я все никак из нирваны выйти не могу. Поздновато закончилось родительское собрание с родителями первоклассников, никак не хотели расходиться. И все в таком плавном и спокойном ритме прошло, что даже состояние душевное изменилось. Показала им все, рассказала как у нас урок проходит, какие требования предъявляю. Немножко побыли родители и учениками. Слушали внимательно, только головами покачивали - как много дети уже умеют и знают. Рассказы родителей просто удивляли: "Надежда Александровна, он мне даже к тетрадке подойти не дает:
      - Ты, мама, все неправильно пишешь. И соединения у тебя неправильные. И вообще я писать буду только с Надеждой Александровной!"
      Или: "А наша дома как разговаривать стала:
      - Я так считаю, что... Я думаю, что... Это мое мнение...."
      Вот надо же! Это я так учу детей вопросы на ответы давать -думать, рассуждать, мыслить, объяснять... Приятно. А вообще просто потрясающий настрой родителей у меня даже почву из-под ног выбил - столько у всех радости и гордости за успехи детей.
      А что с особо активными детками делать, чтоб энергию в правильное русло направить, решили беспрекословно (с моей помощью) - отдать в надежные руки. Так что завтра отдам список Надежде Васильевне - пополним ряды юных спортсменов.
      Крепитесь, Анна Борисовна. Мы с Вами!

      Удалить
    2. Совсем забыла. В школе почти не видимся. На следующий год оба класса шьют повседневную казачью форму (вместо обычной школьной). Сегодня у родителей первоклассников даже тени сомнения не возникло - только казачья форма. И никак по другому! Третьеклассники (в прошлый четверг было собрание) капельку усомнились - нужно ли? Но решили единогласно - казачьей форме быть!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна! Тему Вы подняли серьезную. И я часто слышу, как взрослые поучают своих малышей:"Дай сдачи!" Я не сторонник разборок с кулаками. Как жаль, что многие ребята воспитаны с малолетства так, что понимают только угрозы и крик. Все можно решить разговорами. Мы сегодня с моими малышами об этом говорили. Они спросили: "А как же быть, если кто-то задирает? Лезет драться? А если друга бьют?" Не знаю, права я или нет, но я посоветовала избегать ситуаций, в которых нужно обязательно драться. А вот друга защитить нужно! И обязательно позвать на помощь взрослого!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина Петровна! Друга - нужно. Друг - это святое.
      Но если родители детей, которые уже и помириться успели давным-давно, начинают выяснять отношения теперь уже на тему "А твой вообще..." То тут не просто дурной пример, но еще и вновь начинается разжигание конфликта. Интересно, а как воспитывали таких родителей - дома, в школе?..

      Удалить
  6. Здравствуйте,Надюша Александровна.Горячая тема,всегда и во все времена "свежая".И я провела часть родительского собрания под названием "Почему дети обзываются,дерутся".
    Лучше этих слов,как аргумента,я не знаю:"Ребёнок учится тому,что видит у себя в домУ".Вот и призадумались.Мои родители подняли тему,почему в домашней обстановке второклассник растягивает выполнение домашних заданий до бесконечности.Проанализировали.В классе за 40 минут-5-6 видов деятельности.Сравнили .Пришли к мнению,попробовать дома применить временные рамки.Поживём-увидим...
    Благодарю за поздравление!С уважением,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Так победа у Вас - ух какая. Как не поздравить?
      А временные рамки - это правильно. А домашнее задание?..Задашь много - сделают половину, задашь мало - не сделают ничего. Пришла вот сейчас моя вторая смена. 2 устных предмета задала - сделать задание в рабочей тетради. И практически всем было "некогда" - не выполнили ничего. А родителей на собрании просила взять под особый контроль выполнение заданий в последнюю неделю четверти. Обещали... Что ж.. Буду оценивать знания детей по факту. Как есть...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Тема: "Давать сдачу или нет" очень актуальна. И о ней надо говорить как можно чаще, особенно родителям. Вы задаёте вопрос: "Как воспитывали таких родителей?" этот вопрос возникает и перед нашими педагогами. Давайте чаще возвращаться к этой теме! Может будущие педагоги скажут нам СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Анатольевна! Я думаю, что необходимо четко разграничивать понятия "самозащита" и нечто другое. Иной раз необходимо, чтобы ребенок умел постоят за себя. Но уж лучше все решать мирно. И своих детей учила так. Когда старший в Армии был, так переживала, места себе не находила. Приехала, помню, к нему на Присягу, а он с сержантами в обнимочку... Отпустило. Суть да дело, объяснил, что "не зарывается" и "не нарывается", все миром решают. Все-таки уметь расположить к себе людей, умение договариваться - это ВЕЛИКАЯ СИЛА. Уж посильнее и подейственнее силы бьющей. И пользы всем приносит гораздо больше.

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере