10 сентября 2014 г.

Тайфун?.. Цунами?... Да нет - опять дети!

Ехала сегодня домой и вспоминала свой "предсоколятский" выпуск. Вспоминала Гошку Джавадова и Олега Юшина.... Ох, и проблем они доставили... мамочки!!! Вспоминала Татьяну Николаевну Мелихову, которая когда-то к моему сообщению "Тайфун?.. Цунами?.. Да нет - просто дети!" писала свой комментарий о том, что в ее наборе (теперь уже выпуске) таких "тайфунов" человек пять...
Недавно пересматривала видео выпускного. Вот вручаю детворе дипломы об окончании начальной школы. Приходит время вручения диплома Вадиму. Обнимаю его, беру на руки и крепко-крепко целую. Весь родительский коллектив дружно аплодирует и громко смеется. Камень с души... Выпустились...Уффф... Потом в кафе игра для мальчиков - передать (вручить) игрушку самой красивой девочке. Кто кому. А Вадик - бегом ко мне!!! Самая красивая девочка... Лучшая самая... А ведь что только пережить не пришлось...
Сейчас новый класс. И если с первоклассниками мы еще пока прекрасно друг с другом справляемся, то уроки в третьем классе (их качество), мне не нравится абсолютно. "Вадиков-тайфунов-цунами" человек восемь!!! Девочки все просто замечательные. А вот мальчишки - как на подбор - один шумнее другого...
Еду в троллейбусе и все думаю - что делать? Все это хорошо и замечательно, всех мы их любим - и шумных, и тихих, и отличников, и троечников... Но ведь пока угомонишь... а время урока ограничено... Страдает обучение... Ой, как страдает... Приходит после уроков мамочка - слезы текут: "Надежда Александровна, я с ним уже третий год воюю. Сил моих нет!!!" А мне самой зареветь впору. Ведь и головки у деток светленькие, но никак не идет учебный процесс из-за полного отсутствия усидчивости и хорошего поведения... А энергии у мальчишек через край. По-хорошему никак не договориться. Ругаться? Почему только ругань понимают?.. Пробую когда-то испытанный способ, подсмотренный у физкультурников:
- Упор лежа принять! 25 отжиманий!
Потом - 50 приседаний. С превеликим восторгом мальчишки-третьеклассники выполняют все упражнения и хором горланят:
- А можно еще?!!!!!
Нет... Не проймешь их этим.... Энергии не убавилось ни на грамм...
Вспоминаю своего Сашку Щетинина (году в 2008? дело было). Замечательный паренек. Но энергии на десятерых хватало. Мама все уговорами, да разговорами пыталась вразумить Александра, но без особого эффекта. Долгожданный единственный сын (дочь гораздо старше). Ох, не вытерпел папа и сказал свое твердое мужское слово. Первая секция, куда записали Саньку - карате. Не помогло. Добавили бассейн. Стало полегче. Но этим дело не ограничилось. Дополнительный английский (не репетитор, а дополнительные занятия в специальной студии) и + еще что-то, уж и не припомню. Следили за состоянием Саньки мы втроем - мама, папа и я - как перенесет такую нагрузку? Санек все выдерживал очень стойко. Лишь на занятиях не шумел больше, да не крутился  - было куда энергию тратить.
Вот и думаю теперь. В той ситуации ОТЕЦ твердо сказал:
- СЫН ВЫРАСТЕТ ДОСТОЙНЫМ СЫНОМ!!! НЕ ДЛЯ ТОГО Я ЕГО СТОЛЬКО ЛЕТ ЖДАЛ!!!
В обед сегодня приходили и родители одного из мальчишек. Долго мы с ними беседовали. Хорошо, когда родители приходят вот так просто, видя проблему своего ребенка, даже вызывать их не приходится.
... Буду, конечно, что-то придумывать.... Хотя все-таки, как мне думается, изначально такую колоссальную энергетику детей нужно направлять в правильное русло... В состоянии ли это сделать один педагог?.. Не думаю... Будем что-то решать сообща...
Будем?!

29 комментариев:

  1. Добрый вечер, Надежда Александровна! Полностью с Вами соглашусь, что с такими детьми должен работать не только учитель. У Вас в городе может быть легче в плане различных психологических служб, дополнительного образования. Это и надо использовать. Я считаю, что усилия должны быть совместные: учитель - семья - службы - и т.д.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Я вот все-таки очень часто в своей работе руководствуюсь чувствами. Психологические службы - оно хорошо. Всегда советую родителям проблемных детей обращаться к специалистам. Но вот работать в одном ключе: родитель - ученик- психолог-логопед-учитель не всегда удается. Увы... Единство требований, психологический комфорт ребенка... Много составляющих... А иногда спасает только одно - ДОВЕРИЕ РЕБЕНКА СВОЕМУ РОДИТЕЛЮ. И ничего больше...

      Удалить
    2. Надежда Александровна, соглашусь с Вами. Про службы различные - это я из теории) На практике, мы на селе сами и логопеды, и психологи.... Ну нет у нас таких специалистов. В район родители детей не повезут. Вот и работаем с такими ребятами сами.

      Удалить
    3. Ага. Получается сам себе ЛПУ (помнится, так когда-то назывались лечебно-профилактические учреждения). В Вашем же случае - это Логопед_Психолог_Учитель... :)

      Удалить
  2. Какая наболевшая тема, Надежда Александровна! У меня в классе есть один такой тайфунчик. Временами справляюсь, а временами-нет. У моего семейные проблемы, ему не хватает папы, который ушёл из семьи и совершенно отстранился. Что уж тут поделаешь? Жалею, люблю, ну и ругаю, конечно. Я вот думаю, что всё-таки психологов хороших в школе не хватает, это ведь их работа. А мы лезем из кожи, чтобы постараться их научить, воспитать, стать им близким другом. Где-то справляемся, а где-то не получается...А ТАКИХ ТАЙФУНЧИКОВ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ СТАНОВИТСЯ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, мой интернет...
      Добрый вечер, Светлана Николаевна! Писала Вам ответ - целый опус получился. Но - оп... и нету ничего...
      Да, проблема глобальная. Самое тяжело переносимое для меня лично - это слышать восторженно-радостное родителей: "А у нас гиперактивность!!!" А причина данной проблемы? Все-таки далековато забираемся мы в диагнозах наших детей от истинно русских корней. Вглубь копать нужно, причину искать - тогда уж и "лечение" правильное будет...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Александровна! Нелегкий Вам достался класс! Вы прямо в самом эпицентре! Соглашусь со Светланой Николаевной: школе нужен психолог! не формально существующий для отчета по кадрам, а реально работающий и помогающий педагогу и, прежде всего. семье! Сколько же времени такие тайфунчики отнимают у вас и ребят, которые хотят учиться! Поскорее находите решение проблемы и работайте в удовольствие!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Я, признаться честно, люблю шумных... Но если от этого не страдает качество обучения и другие дети. Работать нужно... А еще, как мне кажется, таким детям необходимо дать проявить себя в чем-то еще. Возможно, именно своим таким поведением они привлекают к себе внимание и просто хотят быть замеченными и востребованными.

      Удалить
  4. Сегодня я была на курсах повышения квалификации, хочется написать слова педагога-психолога, которая читала лекцию, о примерно таких вот детях, о дисциплине: "Причина такого поведения детей - неумение педагога. Педагог не имеет организаторских способностей! Налаживать дисциплину необходимо сразу!". :(
    Согласна, с предыдущим комментатором, не хватает психологов, как для детей, так и для самих педагогов, чтобы подсказали правильные пути...
    Вы сильная, Надежда Александровна, у Вас всё получится!!!
    Да и родители тоже сейчас другие стали...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вечер добрый, Жанна Витальевна! "Люблю" я эти курсы, прям не знаю как...
      Например, руководитель моих летних курсов довольно однозначно высказал свое негативное отношение к тетрадям с дополнительной косой. В прямом смысле - на смех поднял. А я вот КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСНА. Если завтра не забуду, отсканирую несколько работ третьеклассников - не очень мне их почерк понравился, стали писать в тетрадях с дополнительной косой. Результат не заставил себя долго ждать. Конечно, много еще работы впереди, но уже есть с чем сравнить.
      У меня с детворой всегда доверительные отношения были. Дисциплина - это тоже своего рода доверие друг к другу. Просто мы с третьеклассниками, наверное, еще "не притерлись". Бывает, что и испытывают на прочность дети учителя таким образом. Мне, конечно, туговато после соколят приходится. Но ведь и в них сколько изначально вложено было!!! Много аспектов. Но ведь если рассматривать данную ситуацию - девочки - золото (тьфу-тьфу), никаких отклонений в поведении - усидчивые, любознательные, слушают внимательно, как губка все впитывают. И при чем тогда способности педагога? Смотрю сегодня на одного из своих мальчишек: "Признавайся, кто тебе иголок на стул насыпал?" Ведь и двух минут спокойно не просидит... Парту сегодня сломали. Крышка отдельно - ножки отдельно... На моем веку такое впервые... Охо-хошечки...
      Повоюем, Жанна Витальевна. Спасибо!

      Удалить
    2. Увидела, что немножко не дописала текст психолога: "И другому педагогу, который придёт в такой коллектив, очень сложно будет изменить ситуацию в хорошую сторону".

      Да, согласна с Вами, Надежда Александровна, по поводу курсов. Они почему-то считают, что то о чем они говорят - правильно! И по другому не должно быть... А ведь всё очень индивидуально.
      Так что, Надежда Александровна, ни коим образом не сомневаюсь в Ваших педагогических способностях. У Вас-то уж точно всё получится!!!

      Удалить
    3. Ой, Жанна Витальевна.... Сегодня они опять мне устроили испытание на прочность. Причем разговаривала с коллегами - при прошлом учителе дети себя так не вели. И когда коллеги выходили на замещение на этот класс, тоже было все гладко. Так что причина кроется, однозначно, во мне....
      Было у меня как-то подобное в практике... Новый учитель - вот и играют... Они ж "местные", а значит - все дозволено.
      Все-таки такое понятие как УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ нужно укоренять в детях с самого мальства, с самых самых пупенок.

      Удалить
  5. Надежда Александровна, спасибо за Ваше терпение, понимание и внимание к нашим школьникам. Два класса - как это тяжело, столько требует сил, отдачи и СЕРДЦА. Мы рады Вам. Ваши родители

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бедненькая старенькая Надеждочка Александровна ;) Сижу сейчас и ломаю голову - первый иль третий класс? Думаю, что третий...
      Здравствуйте, мои дорогие родители! Вот когда пришла в 53 школу, для себя решила - третий нынешний класс выпущу, и все. Буду работать на одном классе. Признаться, уж и не помню когда в последний раз работала в одну смену. В прошлой школе за 4,5 года работы три выпуска. (Из них с 1 по 4-й - только соколятки). Не хватало учителей.
      Ничего, все у нас еще хорошо будет, притремся с детворой друг к другу, поведение наладится, и учеба резко в гору пойдет!!! Главное, что детки смышленые!

      Удалить
  6. Надежда Александровна, коллеги. Добрый день. А если в целом подсчитать, сколько таких тайфунчиков бегает по школе, то это уже целое цунами, образно, конечно. Обидно, родители -то не идут к нам, чаще - мы к ним, а они от нас. А ведь должны все вместе+ помощь психологических служб.
    А еще одна беда в наших современных семьях. Папа, ау!? Без мужского воспитания - то тяжковато. Надежда Александровна, сообща справитесь (справимся)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сегодня первый урок в третьем классе начался с эксперимента. (Утром - ура!- повесила в классе настенные часы). Говорю:
      - Давайте проведем эксперимент. Посмотрим, сколько успеем сделать за урок, если никто не будет нарушать дисциплину. Только договоримся сразу - кто начнет вертеться, разговаривать, молча выходит за дверь, чтобы не нарушить чистоту эксперимента.
      И вот сравнили - что успели сделать за урок. Дети были в восторге! Тем более, что всегда говорю своим ученикам - чем больше сделаем в классе, тем меньше будет задано на дом. Посмотрим, что завтра будет...
      А папы в третьем классе активные. Сегодня приходил папа Ильи. Серьезный родитель... Теперь бы кто б пришел из отцов просто для помощи - парту-то сделать нужно...

      Удалить
  7. Надюша Александровна,приветствую! Эти ребята отличаются поведением,которое называется негибким.Есть чудесная книга "Попробуй заставь меня",где стратегия сотрудничества всех трёх сторон приводит к желаемому результату.Могу предоставить для штудирования.К сожалению, в интернет-источниках её нет.С уважением,Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Елена Анатольевна! С радостью принимаю Ваше предложение! Надеюсь, что в выходные появится возможность (?) взять у Вас столь необходимую мне в данный момент книгу. Спасибо!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Александровна, Елена Анатольевна!
      Я тоже заинтересовалась этой книгой. Елена Анатольевна, Вы знакомите и побуждаете к чтению редкой и полезной литературы. Спасибо!

      Удалить
    3. Рада помочь,хотя бы подсказкой. Уважаемые коллеги,эту книгу я приобрела в Санкт-Петербурге на курсах по психологии и меня,как учителя,она выручала.Её как-то издавали а "Ридерз Дайжест".Петербургское издательство "Речь" или институт практической психологии "Иматон" тоже на высоте и предлагают достойную специализированную литературу.Она вполне адаптирована в плане понимания учителем.С уважением,Елена Анатольевна.

      Удалить
  8. Надежда наша Александровна, здравствуйте! Обсуждаем с Юлей школьную жизнь. Спрашиваю, как прижились ваши 8 новеньких ребят. Она отвечает, что все чувствуют себя уже своими,что у нас в классе принимают всех хорошо. Перезваниваются по поводу домашних заданий и всегда с радостью помогают друг другу. А ведь это целиком Ваша большая заслуга. Огромное спасибо за дружный класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая моя Людмила Викторовна! Спасибо Вам большое за то, что не забываете. Так мне сейчас просто необходимы вот такие простые слова.
      Хотя, признаться честно, мне думается, что это дети у нас такие были - замечательные.Как-то им знакомы такие понятия как человечность, понимание, уважение к старшим. Вспоминаю их каждый день. Особенно когда приходит время второй смены. Помните, как переживала Юлька, если я ругалась на Вадима? Вот где дружба. Помню, как они сидели тихонечко (как мышки) если видели, что я устала или чем-то расстроена, или бумажной работы вдруг наваливалось много. Ведь ПОМОГАЛИ мне своим поведением, помогали друг другу... Одергивали кого-то, если вдруг шумел не по делу: "Не балуйся!!! Надежда Александровна расстроится!!!"
      Нет... Все-таки мне кажется, что именно эти детки - наши соколятки - самый замечательный набор-выпуск, который у меня когда-либо был...
      )))Хотя теперь вот малыши-первоклассники у меня есть. Посмотрю, какими они станут....

      Удалить
    2. P.S. По мере возможности пытаюсь узнать о детях у школьных учителей. И так мне приятно становится, что отмечают ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ, ИХ АКТИВНОСТЬ, УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ. Бальзамом на душу льются слова: "Надь, ну твои молодцы. Есть, конечно, те, чьи тетрадки порвать хочется (*** и я даже знаю чьи***), но в основном - слушают внимательно, работают активно, а поведение просто замечательное!!!"
      Молодцы, соколятки!!! Главное - не лениться!!! Успехов вам, мои роднулечки!!!

      Удалить
  9. Надежда Александровна, моей дочери скоро в школу. От друзей часто слышу их волнения и переживания. А я точно знаю, что если есть такие сердечные, открытые и искренние педагоги значит они есть везде, главное - родителям не мешать педагогу, прислушиваться к нему и, тогда все получиться. Рада знакомству с Вашим блогом, уверена, что с учителем и моей девочке повезет. Скоро начнем хзодить на подготовку, как Вы думаете, это обязательно,мы ведь и в ДОУ еще ходим?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Екатерина! Спасибо за добрые слова. Иногда вот кажется, сейчас еще чуточку, и земля из-под ног уйдет... Ан нет... Приходят слова поддержки, и легче становится.
      Занятия по подготовке к школе, я считаю, необходимы. И не столько в плане подготовиться-научиться, сколько в плане адаптации, привыкания, знакомства с другими ребятами и учителем (не всегда, правда, бывает так, что потом класс берет тот учитель, который вел подготовку). Мои соколятки (выпуск этого, 2014, года) практически все оказались в моем классе после подготовительных занятий. Легко было начинать - знали друг друга. Многое уже умели ВМЕСТЕ.
      Многие (особенно гимназии) дают, конечно, на таких занятиях очень большой объем знаний - дети начинают уже писать небольшие диктанты и т.п. В таком случае тоже хорошо - ребенок будет наравне с остальными сверстниками.
      Мои родные сыновья на подготовку в школу не ходили, хватило садовской. Дома, к своему стыду, я с ними вообще не занималась - все времени не хватало. Муж, конечно, ругался. Но я сказала всем "цыть!" - дома я просто мама. Так что учились они у меня самостоятельно - и только у своих учителей.
      Успехов Вам и Вашей замечательной доченьке! (А как зовут Вашего Сердечного ребенка? Кстати, ее рассуждение про сердце перечитываю в блоге Анны Борисовны каждый день. Вот так сказано точно ей все, что я всю жизнь чувствовала, но облечь в слова никогда не могла...)

      Удалить
    2. Мою красавицу зовут Маришкой, а Вам, Надежда Александровна, спасибо. Работа отнимает все свободное время, но страюсь уделять Марише внимание, хорошо, что есть очень мудрые советчики, С удовольствием и к Вашему мнению прислушаюсь

      Удалить
    3. Главное - это желание ребенка. Но мне почему-то кажется, что она у Вас на подготовку в школу пойдет с радостью.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Надежда Александровна! У меня как-то вся группа была такая - 14 человек. Я думала, сойду с ума. Чего только не делала! Как-то удавалось их утихомирить, но ненадолго. Физзарядки делали, в дневник замечания писала, с родителями беседовала, занимала под завязку на уроке - порой бесполезно было. Держитесь, Надежда Александровна! Всё равно способ для конкретного ребенка найдется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Мы с Вами уж точно друг друга поймем. Бывает, да, что просто набор такой - как специально подобраны....
      Сейчас закончила разбирать - читать анкеты родителей. Немного прояснилось в голове, появились догадки по поводу такого отношения детей к учебе))))))

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере