27 июля 2014 г.

Учительница

Здравствуй, дорогой мой читатель. Когда бываю у себя на "Кубанушке", обязательно посещаю страничку с притчами. Скоро начнется учебный год. И хочется еще раз вспомнить одну то ли притчу, то ли историю...

Учительница.

В начале учебного года классная руководительница шестого класса стояла перед своими бывшими пятиклассниками. Она окинула взглядом своих детей и сказала, что всех их одинаково любит и рада видеть. Это было большой ложью, так как за одной из передних парт, сжавшись в комочек, сидел один мальчик, которого учительница не любила. Она познакомилась с ним, так как и со всеми своими учениками, в прошлом учебном году. Еще тогда она заметила, что он не играет с одноклассниками, одет в грязную одежду и пахнет так, будто никогда не мылся. Со временем отношение учительницы к этому ученику становилось все хуже и дошло до того, что ей хотелось исчеркать все его письменные работы красной ручкой и поставить единицу.
Как-то раз завуч школы попросил проанализировать характеристики на всех учеников с начала обучения их в школе, и учительница поставила дело нелюбимого ученика в самый конец. Когда она, наконец, дошла до него и нехотя начала изучать его характеристики, то была ошеломлена.
Учительница, которая вела мальчика в первом классе, писала: «Это блестящий ребенок, с лучезарной улыбкой. Делает домашние задания чисто и аккуратно. Одно удовольствие находиться рядом с ним».
Учительница второго класса писала о нем: «Это превосходный ученик, которого ценят его товарищи, но у него проблемы в семье: его мать больна неизлечимой болезнью, и его жизнь дома, должно быть, сплошная борьба со смертью».
Учительница третьего класса отметила: «Смерть матери очень сильно ударила по нему. Он старается изо всех сил, но его отец не проявляет к нему интереса и его жизнь дома скоро может повлиять на его обучение, если ничего не предпринять».
Учительница четвертого класса записала: «Мальчик необязательный, не проявляет интереса к учебе, почти не имеет друзей и часто засыпает прямо в классе».
После прочтения характеристик учительнице стало очень стыдно перед самой собой. Она почувствовала себя еще хуже, когда на Новый год все ученики принесли ей подарки, обернутые в блестящую подарочную бумагу с бантами. Подарок ее нелюбимого ученика был завернут в грубую коричневую бумагу. Некоторые дети стали смеяться, когда учительница вынула из этого свертка браслетик, в котором недоставало нескольких камней и флакончик духов, заполненный на четверть. Но учительница подавила смех в классе, воскликнув: - О, какой красивый браслет! — и, отрыв флакон, побрызгала немного духов на запястье. В этот день мальчик задержался после уроков, подошел к учительнице и сказал: - Сегодня вы пахнете, как пахла моя мама. Когда он ушел, она долго плакала.
С этого дня она отказалась преподавать только литературу, письмо и математику, и начала учить детей добру, принципам, сочувствию. Через какое-то время такого обучения нелюбимый ученик стал возвращаться к жизни. И чем больше его мотивировала учительница, тем лучше он отвечал. В конце учебного года он превратился в одного из самых лучших учеников. Несмотря на то, что учительница повторяла, что любит всех учеников одинаково, по-настоящему она ценила и любила только его.
Через год, когда она работала уже с другими, она нашла под дверью учебного класса записку, где мальчик писал, что она самая лучшая из всех учителей, которые у него были за всю жизнь.
Прошло еще пять лет, прежде чем она получила еще одно письмо от своего бывшего ученика; он рассказывал, что закончил колледж и занял по оценкам третье место в классе, и что она продолжает быть лучшей учительницей в его жизни.
Прошло четыре года и учительница получила еще одно письмо, где ее ученик писал, что, несмотря на все трудности, скоро заканчивает университет с наилучшими оценками, и подтвердил, что она до сих пор является лучшей учительницей, которая была у него в жизни.
Спустя еще четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он писал, что после окончания университета решил повысить уровень своих знаний. Теперь перед его именем и фамилией стояло слово доктор. И в этом письме он писал, что она лучшая из всех учителей, которые были у него в жизни.
Время шло. В одном из своих писем он рассказывал, что познакомился с одной девушкой и женится на ней, что его отец умер два года тому назад и спросил, не откажется ли она на его свадьбе занять место, на котором обычно сидит мама жениха. Конечно же, учительница согласилась. В день свадьбы своего ученика она надела тот самый браслет с недостающими камнями и купила те же духи, которые напоминали несчастному мальчику о его маме.
Они встретились, обнялись, и он почувствовал родной запах. - Спасибо за веру в меня, спасибо, что дали мне почувствовать мою нужность и значимость и научили верить в свои силы, что научили отличать хорошее от плохого. Учительница со слезами на глазах ответила: - Ошибаешься, это ты меня научил всему. Я не знала, как учить, пока не познакомилась с тобой.


Автор: Мишаненкова Екатерина - Лучшие притчи. Большая книга.

Картинка: Интернет

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Читала и слёзы сами собой потели по щекам. Всегда стараюсь себя держать в руках. Тронуло до глубины души.
    Я как маленький ребёнок: хорошо, что всё благополучно заканчивается. Как хочется, чтобы в наших школах было больше таких учителей. Примеров можно приводить уйму. Притчу надо разбирать ещё в студенческом возрасте, чтобы будущие педагоги поняли, туда ли они идут?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Как же Вы правы! Как жаль, что ни в одном учебном заведении не учат пониманию, добру, состраданию...
      Наверное, этому могут научить только родители собственным примером или сама жизнь.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Спасибо Вам огромное за то, что напомнили мне эту историю.
    Читаю, знаю содержание, но всё равно текут слёзы.
    Положа руку на сердце, как часто мы, учителя, не видим ребёнка, потому что... Можно много чего перечислять. Да и иногда не хочется "лезть в семью". И истинным является тот учитель, который несмотря ни на что видит в ученике человека и учит его не русскому языку, математике, истории, а учит принципам добра, милосердия, сочувствия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как-то взяла класс, в котором было несколько детей, "затюканных" при полнейшем одобрении учителя ей самой и учениками класса. Кому-то учеба не давалась, а кто-то одевался неряшливо. Повоевать пришлось с детворой. Просила поднять руки тех, кто стирает и гладит себе сам. А если никто - то их ли заслуга в том, что они чистые и опрятные? А если не их - то чем тогда гордиться и возноситься зачем? (И проч.) А потом в класс девчоночка попала из неблагополучной семьи. Так худенько одета была, туфленочки рваненькие... Кинула клич (потихонечку) - принесли несколько пакетов вещей и обуви. Девчонка расцвела. Хранили в секрете кто что дал, чтоб не ранить чувства ребенка. Дело для меня обычное, сильно поразило оно основную массу коллег - вместо "проработки" родителей - взять и помочь. А я поразилась тому, что можно было поступить по- другому (?) Хотя... Не могу я так. Мама нас воспитывала в добре ко всем и вся...

      Удалить
  3. Надежда Александровна. Знаю эту притчу, часто ее рассказываю тем, кто учителем переступил порог школы в первый раз. Всегда говорю о внимании к окружающим, о понимании, чуткости. Вот и сама не сразу научилась видеть перед собой не класс, а отдельных учеников, по глазам и голосу различать настроение детей, их проблемы и обиды, радости и горести. А как же это важно для наших школьников! Не может быть плохо в школе! Это же ВТОРОЙ дом..., а, может быть, для кого-то и первый?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна! Не ради лести, а ради истины скажу, что таких руководителей - единицы. Мало кто искренне заботится о душевном комфорте ребенка. Еще реже, когда руководитель учит этому своих подчиненных.
      Почему-то для меня долгое время самый большой страх был, что ребенок может не захотеть идти в школу. Из-за того, что ему там может быть просто плохо - морально, душевно...
      Хотя вот на днях увидела шокирующий ролик. Мама (или сестра, но взрослый женский голос за кадром) снимают, как ребенок учит стихотворение "Травка зеленеет". Мальчик не может запомнить даже одно предложение - путает слова. В процессе заучивания выдает нецензурное слово. А заканчивается все отборным матом из уст ребенка в адрес учительницы, задавшей стихотворение. Подпись к ролику: "Ребенок учит стихотворение! Будьте осторожны - не обпис..тесь от смеха!"
      А ведь это будущее России!!! Куда мы катимся?!
      Хорошо, если ребенок понимает и чувствует любовь и добро. А если воспитан вот таким образом? Что делать? Вопрос...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Не в первый раз читаю эти строки, а всё равно слёзы накатывают... Думаю, надо больше внимания нам, учителям, обращать именно на каждого ребёнка, а не на класс в целом...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Конечно, эта притча стара. Но почему-то каждый раз прочитывается как первый. И кажется, что всеми силами души хочется стать добрее и научиться понимать каждого своего ученика...
      Так вот она и вызывает родственные чувства в душе каждого неравнодушного учителя...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна. Без слёз читать невозможно. А читать надо и перечитывать. У меня в 6 классе (теперь уже в 7-ом) четыре ученика из детского дома. Как же с ними сложно. Учатся плохо, а поведение ещё хуже. А вот заметила, если не на уроке, то обычные дети, приветливые и так любят ласкаться. Как же им недостаёт этой ласки и просто доброго отношения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна! Жаль, как жаль такую детвору. И вот что сделать учителю? И урок ведь вести нужно - дать знания. И ведь понимаешь, что кто-то просто вот так обидел их, что...
      А почему у вас в школе дети из детского дома?

      Удалить
    2. Рядом со школой детский дом и все дети посещают нашу школу. Уж как только я ни пыталась настроить их на учёбу, порой приходилось завышать оценки, чтобы как-то заинтересовать. Но как только начинаешь спрашивать по полной, тут всё и начинается: тетради рвут, швыряют или вообще отказываются что-либо делать, просто сидят. Постоянно говорю себе, что это дети, обиженные судьбой, будь к ним внимательней. Но как же это трудно и как их учить?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Александровна! Такая трогательная притча. Читала, как в первый раз, и слезы трудно сдержать. Видеть за классом каждого ученика - трудно. Иногда вот это "дать знания" затмевает всё на свете. И добро, и милосердие... Я честна с собой и знаю свои недостатки. А вот такие притчи - напоминание, и я очень Вам благодарна за это.

    ОтветитьУдалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере