25 июля 2014 г.

Писать красиво нелегко...

 Плавно перешагнуло лето за середину, и все ближе становится тот день, когда повзрослевшие дошколята впервые сядут за школьные парты. Человек сентиментальный, при виде торжественно-радостной ребятни и взволнованных родителей я, как правило, с трудом сдерживаю слезы. Но потом наступают рабочие будни, и так многое предстоит сделать! Научить писать, считать, читать, решать задачки… А так хочется, чтобы дети писали красиво!
Немного истории.
Методика обучения четкому и красивому письму разработана в XIX-XX вв. В начале XVIII века Петр I ввел новую форму письменных знаков. Русский алфавит приобрел современные начертания. Обучение письму было сложным и долгим процессом. По несколько месяцев учащиеся срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, потом слоги предложения, не умея прочесть написанного.
Значительный вклад в методику обучения внес К.Д.Ушинский. Он начинал обучение грамоте со знакомства с письменным шрифтом, его метод вошел в историю как метод письма-чтения. Будучи не только методистом и педагогом, но и отличным психологом, К.Д. Ушинский настойчиво рекомендовал уделять серьезное внимание подготовительным упражнениям, которые должны дать детям первоначальные умения в письме простейших элементов букв.
И еще немного вспомним.
В системе обучения письму распространены такие методы как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера.
Обучение чистописанию копировальным методом заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях ( точками, бледными чернилами) или написанных карандашом от руки учителем.
Суть линейного метода заключается в том, что буквы и слова записываются при помощи специальной сетки, определяющей все параметры буквы (высота, наклон, центр буквы, расстояние между элементами…)
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Тактический или ритмический способ – это письмо под счет, в одинаковом темпе, ритме. (Учитель задаёт ритм « и- раз – и – два – и…» При письме основных штрихов – счёт «раз» и нажим, счёт «и» - соединительный штрих без нажима, расслабление).
Еще один из распространенных методов – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю чистописания как метод Карстера. (Не совсем, на мой взгляд, подходит для первоклассников, больше для выработки красивого почерка у взрослых)
Каждый учитель выбирает метод обучения письму сам. Хотя чаще всего способы  комбинируются. Но я встречала и приверженцев определенного способа в «чистом виде».
В идеале лично мне очень хочется изучить методики обучения чистописанию  В. С. Гербач и Е. И. Евсеева, написанные до Революции 17 года.
Недавно была на курсах повышения квалификации. Руководитель группы как-то очень нелестно высказалась о появившихся в продаже тетрадях с дополнительной косой линией (на фото вверху и здесь).


Не знаю почему. Лично я появлению этих тетрадей очень обрадовалась. Обычно раздавала детям палетки, подкладывали их под тетрадный лист.


 Но они все время терялись, сдвигались и проч. «Попытала» Итернет и узнала, что тетради с дополнительной косой использовались до 1968 года. Я однозначно ЗА такие тетради.
Обычно у меня спрашивают – как научить ребенка писать. Вообще-то я противник того, чтобы родители делали это самостоятельно. Неправильное написание элементов букв, наклон и все вытекающие последствия. Но если уж очень хочется, то я бы порекомендовала прописи Т.В. Шкляровой.

Прописи с калькой довольно неплохи. Но на мой взгляд, калька немного плотновата и не всегда четко видно прописываемый элемент. Но несомненный плюс – закрепление. Т.е сначала пишется через кальку, потом тоже самое без нее.



Прописи без кальки тоже имеют свои несомненные плюсы. Один из них - образец правильного написания букв и соединений в конце прописи.




Не забывайте следить за осанкой ребенка (при правильном угле наклона тетради косые линии прописи будут перпендикулярны краю стола) 



Очень важно, чтобы ребенок правильно держал карандаш (я за то, чтобы дети начинали писать именно карандашом, а не ручкой). Карандаш кладется на низ фаланги среднего пальца и фиксируется указательным и большим пальцами. Его нужно держать без напряжения, все три пальца должны быть слегка закруглены.

 Частая ошибка – слишком сильный, почти судорожный захват карандаша (ручки) и прогиб первого сустава указательного пальца . При таком захвате ребенок быстро устает, письмо теряет плавность, темп работы снижается.


Чтобы ребенок быстро научился правильно держать карандаш (ручку), можно приобрести такой набор.
Здесь и ручка, и карандаш со специальной резиновой наладкой с отверстиями.


Хотя мне кажется, что в данном наборе стержень карандаша жестковат. И лично мне больше нравится карандаш с насечками.


Обязательно контролируйте силу нажима. Обычно дети очень стараются и сильно давят на карандаш, рука быстро устает и интерес ребенка к письму неизбежно ослабевает.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и письмо ему дается весьма трудно, то начать можно с такой прописи (ее можно скачать и распечатать). Чем она интересна? Крупные буквы, что, несомненно, облегчает их написание. А при раскрашивании картинок можно приучить ребенка контролировать силу нажима на наглядном примере, сравнив результаты раскрашивания.
Сейчас много можно найти полезной информации по данной теме в Интернете. В свое время и я искала, что-то брала для себя, что-то отвергала. В любом случае, буду рада, если что-то из мной написанного кому-нибудь да пригодится.


И еще для родителей:
* NEW! ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ: ПОШАГОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. "Писать красиво нелегко, или Поздравление к Дню матери" (результаты письма первоклассников в тетрадях с дополнительной косой)
2. "Мы учимся писать" (результат письма первоклассников после полутора месяцев учебы)
3. "Когда в классе ребенок-феномен"
4. "Писать красиво нелегко... или Исправление почерка"
5. Пишем ручкой (... легко ли писать красиво?)
6. Сказка про буквы и звуки для малышей
7. "Шестилетние дети в школе: за и против. Сравниваем... Размышляем..."
8. Писать красиво нелегко? Итоги первого года обучения

26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Интересную и нужную тему Вы подняли. На одном из РМО мы с коллегами сделали вывод, что наши дети стали хуже писать. Искали причины. Отметили одну из главных: плохо развита мелкая моторика у ребят. Родители стремятся научить детей писать до школы, но делают только хуже для ребёнка и учителя. Не обращают внимание на правильное написание букв, на правильное соединение. Лучше бы дома больше лепили из пластилина, раскрашивали, делали различные поделки из природного материала - пользы бы больше было. Не знаю как у вас в городе, но у нас на селе первоклассники приходят в школу ручки и карандаши держат неправильно, переучить некоторых не удаётся.
    Прописи интересные Вы нашли. Через 2 года у меня будут первоклассники, можно попробовать в Школе малышки их использовать. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Аналогичная ситуация. По прописям Шкляровой учились писать с "соколятами". К сожалению прописи, предложенные программой, мало устроили. Для некоторых дошкольников писать в них сложно, а вот для наработки навыка правильного письма у первоклассника они подходят идеально. Хотя для малышат в этом году брала, коллеги увидели и дружно заказали такие прописи себе - весь коллектив начальной школы.
      Я тоже столкнулась с тем, что если уж ребенок держит неправильно ручку - все. Сделать практически ничего не возможно. В таких случаях предательски вспоминались рассказы старшего поколения о том, как учитель бил по рукам. Наверное, не зря. Но "теперича не давеча",и вот так и остались они у меня - неправильно держащие ручки дети. А вот этот набор открыла для себя буквально этим летом. Опробовала на ребенке - замечательно! Не без труда, но ребенок стал держать карандаш (теперь уже любой) правильно!

      Удалить
    2. Здравствуйте, коллеги! Я давно не работала в начальной школе. И вот когда в прошлом году набрала 1 класс, ужаснулась: так много деток не умеют держать письменные принадлежности в руках! Я еще на подготовке весной посоветовала родителям купить подобные ручки и карандаши. Вынуждена признать, что они не помогли... Дети не стараются держать правильно пальчики на резиновой накладке, перекручивают ее, снимают и т.д. Особенно жаль оного моего потенциального отличника: вертикально парте держит ручки и карандаши четырьмя пальцами!!! Боролись. Я каждый урок напоминала, подходила, поправляла, как только отворачивалась, он снова брал ручку так, как привык. Мне кажется, что в конце года я просто стала уже раздражать его. А ведь скорость письма таким способом не разовьешь! Поймет когда-нибудь сам.

      Удалить
    3. Добрый день, Ирина Петровна! Это еще один аргумент в пользу карандашей с насечками. У меня Димка такой "писатель" - как только с ним не воевали.Вот еще одна причина, по которой мне хочется изучить методики 1913-15 г.г.
      Иногда так хочется хоть раз в неделю давать детям перо и чернильницу!

      Удалить
  2. Надежда Александровна, здравствуйте!
    Спасибо Вам за то, что подтвердили мои сомнения: я так и думала, что ребёнка должен учить писАть учитель, а не родитель. Я, сама учитель русского языка и литературы, долго думала, как научить свою дочь читать, потому что этой методикой не владею. Купила "Букварь" Жуковой, всё понравилось. Мы его уже прочитали полностью, сейчас читаем всякие-разные книжки.
    Пишет же она печатными буквами, не всегда мне нравится как, но стараюсь не учить, потому что знаю, что нет ничего хуже переучивать.
    Интересно, Надежда Александровна, а какой методикой пользуйтесь Вы, чтобы научить своих учеников писАть? И какой это адский труд - научить КАЖДОГО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Букварь Жуковой и мне нравится. По нему на подготовке читали и с "соколятами", и в нынешнем году.
      Скачайте доче своей прописи по ссылке, которую я дала - пусть тренируется.
      Пользуюсь копировально - ритмическим методом. Копировальный сам по себе результат хороший не дает. От ритмического устают быстро, но результат потрясающий. Линейный тоже на выходе дает неплохой результат, но его не пробовала "в живую", как и генетический. Хотя оба метода изучала (для себя). Но тут каждый берет то, что ближе к программе. К прописям, предусмотренных той программой, по которой мы учились, оба последних метода просто напросто не подходили.

      Удалить
    2. По букварю Жуковой племянника научили все звуки выговаривать. Отличный подбор слогов, слов и предложений для произношения.

      Удалить
    3. Согласна, Ольга Александровна! В свое время пересмотрела много букварей, азбук. Логопедических и обычных. И все ж остановилась на букваре Жуковой.
      Что немаловажно - там слова для прочтения, понятные детям. А то взяли моду в последнее время некоторые авторы начинать учить детей читать с малопонятных иноязычных слов... Ой, как мне это не нравится... :-w

      Удалить
    4. В занковской системе преобладает генетический метод. Нельзя сказать, что он там в чистом виде, но все прописи построены с учетом именно возрастания трудности написания букв. До работы по этой программе я пользовалась другими методами. Теперь могу сказать, что генетический метод мне показался наиболее приближенным к развитию детей. Хотя, другие методы я не исключаю!

      Удалить
    5. Согласна с Вами, Ирина Петровна! Мне тоже эта методика понравилась (хоть и изучала ее только в теории). Но если бы у меня появилась такая возможность, я бы обязательно ей воспользовалась.

      Удалить
    6. К сожалению, учителя ограничены УМК и не могут брать те прописи, которые нравятся. Занковские мне очень понравились! В этом году снова буду, скорее всего, работать по программе "Школа России", снова будут первоклашки :) Буду учить их традиционными методами.

      Удалить
  3. надежда Александровна, здравствуйте, в очередной раз убеждаюсь: только учитель научит ученика. Наши родители все спешат:"А вот мой умеет...", "А вот мой знает..." А сколько ошибок родители допускают в начертании букв, в соединениях, в произношении букв и звуков и т.д. и т.п. Спасибо Вам за своевременные советы. Кстати, а еще наши родители менее терпеливы в научении, а отсюда потеря интереса ребенка к школе

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Да уж - иной раз так научат ребенка, что исправлять потом долго приходится. Здесь же важно обратить внимание ребенка на элементы букв, их написание. Важны и словесные инструкции. Часто можно услышать упрек в адрес ребенка: "Посмотри! Ну что это ты написал?!" И невдомек родителям, что на начальном этапе обучения необходимо рассматривать те элементы букв (буквы), которые получились у малыша наиболее удачно. Вообще, это, конечно, непростая тема. Я над ней постоянно работаю, особенно сейчас, когда предстоит взять 1-й класс. Опять пересматриваю всевозможные методики, способы. Хочется, чтобы процесс овладения навыками письма для ребенка был легким, но качественным. (Тетрадки то самой проверять придется! ;) )

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Александровна. Спасибо за интересную информацию. Помню тетради с частыми линеечками. Мы начинали писать в таких. Очень долго писали карандашом. Перейти на ручку с чернилами разрешалось только лучшим ученикам с красивым почерком. Это была такая честь и радость. К ней все стремились и очень старались. А посоветуйте, как можно приучить внука (он уже перешёл в 5 класс) к красивому письму? Все первые четыре года и учитель и мы дома пытались это сделать. Если пишет медленно, то получается и неплохо. Но ведь мы торопимся, и буквы скачут вверх-вниз без всяких линеечек. Или уже ничем не поправить. Ведь, если почерк - это отражение характера, то он в какой-то мере предопределён. Или я не права?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна! Ох, уж этот почерк!
      Хожу я как-то, пытаю коллег - кто как учит детей писать, тетради учеников прошу посмотреть. А надо мной смеяться стали: "Да никогда не поверим, что ты не можешь научить детей писать красиво!" Один из приведенных аргументов тот, что у меня самой красивый почерк. Вот как раз почерк у меня выработался сам собой к концу второго курса педучилища. В школе - ужас что было!!! Вечно по русскому снижали оценки за грязь и безобразный почерк. А потом (наверное, писали очень много) как-то в один момент он раз - и сам собой исправился.
      Вот уже года четыре подряд пытаюсь все-таки вникнуть в суть проблемы - отчего у детей бывает плохой почерк. Много чего смотрю. И вот как-то нашла рассказ о методике Т.М. Леонтьевой - учителя из Омска ( http://www.kalligraph.ru/ ) - как сделать за три недели почерк ребенка красивым и быстрым. К сожалению, сама методика не раскрывается. Знаю лишь то, что она много времени изучала первые методики чистописания. Но тут тоже ритм - пишут дети под метроном. По ссылке посмотрите.
      А так что можно сделать? Можно взять прописи Шкляровой (на фото слева, которые с калькой). Там идет и исправление почерка тоже. И еще - напишите адрес своей электронной почты. Сброшу Вам тренажерчики, испытанные на "соколятах". Как раз до конца лета хватит пописать. Кто старался - почерк улучшился ОЧЕНЬ.

      Удалить
    2. Выслала все Вам на почту (адрес здесь публиковать не стала?) Если возникнут вопросы - обращайтесь!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Александровна!
    Эх, если бы Вы знали, как я ненавидела уроки письма в школе!!! Я очень нетерпеливая, и сидеть-выводить бесконечные фигурки-буковки для меня было мУкой. Но как же это необходимо! Спасибо за дельные советы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я по-моему, любила в школе все! И неважно мне было - получалось или нет! Главное, что я сама все понимала. Рассказывала мама.
      Прихожу я как-то из школы домой:
      - Мама, а Альбина Трофимовна (моя первая учительница) в педучилище училась?
      - Конечно, училась!
      - А в пединституте Альбина Трофимовна училась?
      - Конечно, Надечка.
      - Мама, а почему же тогда она такая глупая?!
      - ????
      - Ну она ничего не понимает!
      Достаю из портфеля тетрадь по русскому, открываю, а там написано: "Надя, что это такое?"
      Вот так я и училась.

      Удалить
  6. Надежда Александровна, что-то искала-искала ссылки для письма - чтобы учить писать ребенка - и не нашла. А где она в тексте? Извините, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Укрупнила текст ссылки и изменила цвет. Правда - было слабо заметно. Эта пропись подойдет для дошкольников лет 6-ти. Единственный минус - не совсем правильно написана большая буква "А" и картинки даны просто так - не начинающиеся на ту букву, которая прописывается. А в остальном мне эта пропись очень нравится.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Александровна! Как я согласна с Вами в том, что родители торопят детей учиться писать, а в итоге только получается хуже. Особенно убедилась в этом году, набрав первый класс. Так что понимаю и поддерживаю Ваши тревоги и поиски методик научения красивому письму. Спасибо за ссылки! Хоть и второй класс у нас уже, но пригодятся!;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Как-то Марина Владимировна Брунь в своем блоге давала неплохие образцы прописей для отработки навыка красивого письма. Если нужно будет - могу переслать Вам почтой. (Или у Марины Владимировны в блоге посмотрите, мне понравились).

      Удалить
  8. Благодарю за идею с подкладыванием под тетрадный лист палетки с косыми линиями!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да не за что, Оксана Дмитриевна! Я в прошлых наборах пользовалась, пока не было тетрадей с частой косой. Немного неудобно - то соскальзывают, то теряются. Но, в принципе, для индивидуальных занятий очень даже неплохо. Да и с классом работать можно - на безрыбье-то, как говорят... ;)

      Удалить
  9. Хорошо, когда есть практические советы, можно применить в обучении детей до школы. Получается, чем лучше развита мелкая моторика, тем легче ребенку освоиться в письме в 1 классе. Навык разовьется легче, так? Думаю, просто у нас родители мало изучают эту тему, ведь по привычке соревноваться все умиляются, когда чадо напишет слоги корявенькими печатными буквами и да - это счастье и хвала! А в письме терпение гигантское нужно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина, за отклик и неравнодушие. Да, вы абсолютно правы.
      Знаете, на собственном опыте замечала, что 6-леточки очень быстро учатся писать красиво при правильном обучении. И никаких тебе корявых буковок, и никакой усталости... Все влет схватывают. Писать красиво, собственно говоря, и не сложно-то. Главное - изначально учить писать правильно.

      Удалить

ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере